Колесные тракторы 2: сколько кубов можно заготовить?

(1)

Рубрика: Лесозаготовительная техника

Тема колесные тракторы до сих пор популярна на блоге и дискуссии на данную тему не утихают. Особенно волнует лесорубов, а сколько в действительности можно заготовить кубов на колесном тракторе?

колесный трактор фото

Эмоции и страсти не умолкают подчас и меня называют сказочником про невероятные объемы заготовки колесным трактором, в частности МТЗ-82 Белорусом, как напрямую, так и (полагаю) «про себя» во «внеуслышаньи».

Какого-либо желания отстаивать свою позицию по объему древесины колесными тракторами у меня нет. Отсутствует и острое желание приводить доказательства. Я понимаю и отдаю себе отчет, что на объемы лесозаготовки могут влиять ТЛУ (тип лесорастительных условий) насаждений, оснащение трелевочника, квалификация лесорубочной бригады, сноровка и опыт водителя трактора, и многое другое. Именно поэтому предлагаю рассмотреть некоторые моменты, которые косвенно и прямо могут проанализировать возможности МТЗ на заготовке леса, в частности на запасы заготовки леса. Кроме этого не следует забывать, что данной темой могут интересоваться начинающие лесорубы – новички, которых можно легко ввести в заблуждение и которые в силу предъявленных позиций могут отказаться или наоборот склониться к выбору работы с тем или иным видом трелевки – на колесном тракторе или гусеничном.

Предлагаю рассмотреть для начала причины востребованности колесного трелевочного трактора, его оснащение, на примере одной из специализированной модели колесника.

Коротко о колесном тягаче КТЦ-1

Безусловно, для эффективной заготовки леса необходимо применять специализированную технику для трелевки леса, то есть ту, которая была разработана специалистами этого направления –инженерами-конструкторами и предназначена именно для конкретных целей и задач. Изобретатели учли общую специфику лесных регионов страны и склонились к общему знаменателю: «быть гусеничным трелевочникам!» Конечно, было разработано и применено на практике не мало моделей колесников для лесозаготовки, однако не стоит лукавить – гусеничные виды трелевочников в нашей стране практически выдавили из конкуренции колесных специализированных собратьев (комплексы не счёт!).

Но, как я уже упоминал в первой статье о колесных тракторах, в советское время ЦНИИМЭ разработал специально для заготовки леса колесный трактор КТЦ, который превосходил по объемам заготовки древесины гусеничный ТДТ-75 (аналог «четвёры»). Этот КТЦ за смену вытрелевывал и штабелевал 45м³ при среднем объеме хлыста 0,34-0,6 м³ при среднем размере пачки в 4,1м³ и на расстоянии трелевки до 1км. Да, это не МТЗ, да и упоминание «смена», не означает, что рабочий день – это световой рабочий день. Тем не менее это колесник, и предполагаю, что рабочая «смена» имела все-таки световой рабочий день.

КТЦ-1 картинки

Но причем тут КТЦ, если мы дискутируем о МТЗ?

К сожалению, КТЦ, как и многие другие схожие модели «не выжили» в свое время, не были доработаны и не были введены в массовое серийное производство. И дело не в том, что конструкция и задумка инженерами не имела перспективы и эффективности колесных тракторов.

В первую очередь лесозаготовители оценивают технику с экономической точки зрения, а в наше время — это актуально и грамотно. Вспомним, что в советское время при разработке лесозаготовительной техники ставку ставили на производительность, а не на экономичность. Дизельное топливо в стране Советов стоило…оно вообще ничего не стоило! А КТЦ относится к типу тягачей, которое «сжирает» «дизелюгу» не кисло! МТЗ же в этом плане достаточно экономичная модель колесных тракторов.

Следующая причина по которой пришлось отказаться от колесных тягачей в нынешнее время заключается в отсутствии потребности в колесных тягачах оригинальной конструкции в лесопромышленной заготовке. Например, в сельском хозяйстве и дорожном строительстве потребность в больших партиях очевидна, поэтому при наличии спроса тенденция производства этих марок колесников сохраняется. В лесной отрасли напротив, ничтожная потребность и оригинальность конструкции специализированных машин отсутствует, так как стоимость узкопрофильной техники в связи с этим возросла.

Еще одна немаловажная особенность низкой «популяции» лесопромышленных колесных тракторов заключается в том, что директора основных тракторных заводов обязаны производить технику для полей. Что касается лесозаготовительных тракторов, то для отчетной статистики данный тип тракторов рассматривается производителями лишь как «факультативная» «отмазка» (дополнительная нагрузка).

МТЗ, в нашем случае, является в первую очередь сельскохозяйственным типом (моделью) техники, которую легко компонировать (оснащать) многообразными орудиями, навесками, прицепами не только сельхозназначения, но лесозаготовительной «амуницией». Беларус легче тягача КТЦ, в связи с этим более маневреннен, хотя и не имеет «ломающегося эффекта». Водителю проще при необходимости (чокеровке) выйти из кабины, так как она ниже, чем у тягача. МТЗ резвее по скорости и маневренности на лесосеке, что позволяет показать свою производительность на более больших расстояниях трелевки.

Об особенностях работы

Если рассматривать МТЗ в качестве трелевочного трактора с максимальной производительностью, то, конечно, это должен быть МТЗ-82, или его аналоги. Обязательно с ведущим «передком», желательно чтобы передняя часть трактора была утяжелена противовесами. Обязательно лебедка, лучше «задняя». «Кошели» на трелевочный колесный трактор – необходимый атрибут. Думаю, что про наличие отвала и лебёдки упоминать будет излишне.

Очень многое от высокой производительности лесозаготовки на Беларусе зависит от самого тракториста – водителя. Не от стажа работы на сельскохозяйственных полях, а от опыта работы на лесосеке на данном виде колесного трактора.

Еще больше эффективной работы с трелевочным колесным трактором зависит от вальщика, обрубщика и чокеровщика, то есть от слаженности комплексной бригады, последовательности операций и соблюдения технологии разработки лесосеки. Несоблюдения, пренебрежения этих постулатов значительно снижает производительность заготовки древесины.

На разницу в показателях объемов кубатуры могут влиять и такая особенность, как точковка, а вернее точковщик! Кто он? Член комплексной бригады, мастер леса или сам работодатель?

Работник из бригады может быть искушен завышением кубатуры в получении максимальной выгоды и для этого не требуется особых навыков изощрения, то есть вполне достаточно завышать диаметр мерной скобой лишь на «полсантима»! Этого вполне достаточно, чтобы на больших запасах заготавливаемой древесины довесить себе (бригаде) внушительный «красный» (уже не «набросок») запас.

Если по какой-то причине точковку в лесу производит работодатель или его «привратник», то реальная точковка по «антиподным» причинам может упасть, пропорционально методу лесоруба, то есть на внушительных запасах необходимо лишь чуть занижать диаметр измеряемых сортиментов/хлыстов.

Мастер леса точкует древесину в зависимости от поставленных ему задач работодателя и при возможности воплощения собственных интересов. Я, например, при поступлении на работу категорически отказался следить за объемами заготавливаемой древесины на складах лесосеки бригад, так как прекрасно был знаком и осведомлен о подобной «грязной» практике среди лесозаготовителей в нашей стране – как работников, так и работодателей. Скажу сразу – никогда не завышал кубатуру при точковке в лесу, когда сам работал лесорубом.

Тем не менее, следует принять во внимание эти «черные» приемы точковки древесины. Возможно (возможно, но не обязательно!!!) при работе на МТЗ, ваши объемы заготовки леса занижают недобросовестные «наместники» вашего нанимателя!

На темпы объемов заготовки леса влияет профессионализм лесорубочной бригады. Вальщик леса обязан учитывать особенности валки леса под определенную модель техники. Опытные лесорубы знают, что продолжительное время уходит на первоначальную разрубку при заезде на новую лесосеку. То есть ни о каких-либо объемах заготовки древесины не может идти и речи на данном этапе работы. Модель трелевочной техники (колесник или гусеничник) особой роли не играют. Да, на гусеничном ходу в данной стадии лесозаготовки «котики выигрывают». Однако дело еще не дошло до пасек, где на расстоянии трелевки можно выиграть. Лесорубы на данной стадии только еще разрубаются. На разрубку уходят погрузочные площадки, магистраль и первоначальные технологические коридоры. Основная масса леса пойдет с освоения пасек – именно тогда!

На рубках главного пользования вальщик леса может валит «привалы» с пасек более густо для гусеничных трелевочников, а для эффективной работы под беларус, он должен валить значительно реже. В этом случае деревья не завалены друг другом, легко обрубаются и без труда чокеруются. Пачки в 3-4 хлыста под Беларус мобильно закрепляются и колесный трактор оперативно мчится к складу с лесом и возвращается за новой порцией хлыстов.

Немаловажный фактор, который влияет на скорость трелевки под колесные тракторы, состоит и в очистке дерева от сучьев, то есть в работе сучкоруба. Если при работе с гусеничным трактором обрубку нижних сучьев (под лежащим хлыстом) можно смело игнорировать, то под колесный трактор эту часть операции следует выполнять по мере возможности более тщательно. Каждый необрубленный нижний сучок, который упирается в дорожную поверхность, может существенно снижать скорость трелевки, а порой и вовсе её прекращать. Колесный трактор, все-же не гусеничный – у него лебедка слабее и медленнее, «тело» легче и короче, пачка тащится не «на весу», а по дороге. А потому любое препятствие негативно сыграет на скорость трелевки древесины. Это замечание относится к обрубке сучьев, которая производится непосредственно на поваленных деревьев до трелевки. То есть до придания деревьям «состояния» (формы) хлыста на месте повала (волок, пасека) до трелевочной операции. Дело в том, что некоторые заготовители практикуют трелевку деревьев колесными тракторами с необрубленными сучьями до специализированных мест. В этих местах обработки и складирования происходит операция «стрижки» деревьев до состояния хлыстов. При данном методе, на мой взгляд, совершенно не рентабельно проводить лесозаготовку колесными тракторами. Трактор будет «убит» нагрузками и таскать он в силах лишь одно некрупное дерево продолжительное время. Если лесозаготовитель нацелен заготовить конкретный запас кубатуры в скромном объеме и независимо от времени, то это его вариант. Но знают ли об этом лесорубы, которые нанялись работать к данному предпринимателю, это уже другой «интересный» вопрос!

Очень важный момент следует заострить на соблюдение технологии разработки лесосеки. Иной раз просматриваю видео лесорубов в свободном доступе и ужасаюсь: повал деревьев производится хаотично, не понятно, где находится трелевочный волок. Без накатанных трелевочных волоков никакой полноценной трелевки у вас, лесорубы, не получится – НИКОГДА! Колесный трактор в этом случае будет постоянно рыться колесами в рыхлом снегу и с одним хлыстом, и даже порожняком!

Кстати, о снеге. Заезжать на колесном тракторе, на освоение новой лесосеки, следует до глубины снежного покрова ниже 50 см. Предельная глубина снега для работы на колеснике 70-80 см, запредельная – 90см. Если делянка, к моменту превышения данных показателей снежного покрова, частично «расшита» (склад, магистраль, первоначальные вспомогательные волока), то заготовка может успешно продолжаться, так как эти элементы «трелевочных дорог» уже накатаны. Свежие волока, при глубоком снеге, будут даваться колеснику очевидно тяжело и по продолжительности работы долго. Компенсировать ушедшее время придется уже на трелевке леса с пасек с этих волоков в будущем. Небольшие лесосеки с маленькими объемами (200-500м³) и скромными площадями с заездом в них после 2-3 декады января, когда наблюдается основной прирост снежного покрова, очень трудоемкие по освоению и продолжительные по времени для колесных трелевочных тракторов. Накатать волока на таких малых площадях невозможно до самого окончания рубки. А после необходимо уже передислоцироваться на новые лесосеки, где вновь предстоит разрубаться. В итоге получается карусель-канитель, работы много, а в «карманах пусто».

Ну, и конечно, многое, от скорости заготовки леса колесными тракторами, зависит от таксационного хозяйства выдела лесосеки. Если оно хвойное и тем более по еловой хозсекции, то глубина снежного покрова будет минимальной по сравнению с лиственным хозяйством, где глубина снега, по очевидным причинам, максимальная, в зимний сезон лесозаготовок. Если лес смешанный, то соответственно трактористу добавляется время на сортировку леса по породам на разделочной площадке. Некоторые лесозаготовители требуют сортировать штабеля по каждой породе отдельно: по сосне отдельный штабель, по ели, по березе, по осине и т.д. (классическая практика). Причем по преобладающей породе на делянке необходимо сформировать не менее двух эстакад, чтобы не было простоев. Однако данный факт более актуален для гусеничных трелевочников, которые могут «затаривают» место на погрузочных площадках крупногабаритными пачками леса всего за один приём. Что касается несвоевременной вывозки древесины лесовозами с погрузочных складов, то это бесспорно влечет за собой простои заготовки.

Дополнительной нагрузкой при освоении лесосеки является характеристика рельефа. Наличие множественных логов, склонов, водосборов затрудняют и затягивают процесс лесозаготовки колесными тракторами, в частности МТЗ. Конкретно в нашем (моем) случае мы избегаем (или минимизируем) подобных лесосек для работы на них колесными тракторами и оставляем их для освоения бригадам с гусеничными трелевочниками.

Про характеристику почв при работе с колесными тракторами, я в данном случае умолчу, так как мы рассматриваем в основном лесозаготовку колесниками в зимний период. Хотя этот фактор также влияет на скорость заготовки древесины в разных уголках нашей страны.

А вот про «географию» стоит заметить. Регионы с «мягкими зимами» страдают по скорости заготовки колесниками больше, нежели «северяне». Почвы (не зависимо от их типа) плохо и медленнее промерзают; осадков, соответственно, также больше.

Безусловно на производительность влияет и такие показатели как средний объем хлыста. Опять же северный лес более качественный и более крупный, соответственно товарность высокая (меньше гнили), кубатура больше и быстрей пополняется.

Очистка лесосеки во время заготовки, напрямую влияет на показатель производительности. Да, лесной кодекс у нас один и в равной мере распространяется на всех лесозаготовителей. Однако все по-разному его соблюдают и выполняют. Если от лесорубов требуют своевременной очистки лесосеки от порубочных остатков, то это естественно тормозит работу. Если снисходительно относятся к этой обязанности, то скорость заготовки, разумеется, остается приемлемой для всех – лесорубов и руководителей.

Однако, не все виды очисток рубок, от порубочных остатков, равны по отношению типов трелевки. Например, складирование в валы. Под «котики» можно ежедневно, по мере возможности, складывать сучья и вершины – гусянки их перемелют. Либо складывать кучи на определенном отрезке времени заготовки леса – «танки» их примнут к поверхности и без труда продолжат трелевку по ним без ущерба производственного времени. С колесными тракторами «данный номер» «не прокатит»! Однозначно!

Во многих регионах практикуется сбор и складирование порубочных остатков в специальные места для сжигания. Если лесорубов в таком случае принуждают прибираться во время заготовки леса, независимо от типа трелевочных моделей техники, то производительность безусловно снижается. Рационально это или нет, судить уже вам, уважаемые лесорубы.

Теперь поговорим о рабочем времени. У нас в организации для рабочих оно начинается в 7.00 (строго и обязательно), а формально заканчивается в 16.00 (строго – не раньше). На практике наши лесорубы работают дольше при увеличении светового времени (личная инициатива). Бригада, которая работает на колесном тракторе (МТЗ-82), работала зимой как остальные «гусеничные» до 16.00. Теперь они работают до 19.00-20.00 и возвращаются домой уже не в сумерках, а в «потемках». Объемы заготовок почти одинаковые, что ранней зимой, когда был короткий световой день, что ранней весной при возросшем световом дне. Дело в том, что ранней зимой (ноябрь-январь) глубина снежного покрова была небольшой и светового времени хватало для приемлемого запаса заготавливаемой древесины. Сейчас, ранней весной (февраль-март), снега очень много, поэтому лесорубы сами увеличили себе продолжительность работы, чтобы нарастить (сравнять с «зимней») кубатуру за счет увеличения светового дня. Суббота и многие праздничные дни зимой – рабочие.

Уверен, что необходимо поговорить и об расстоянии до лесосеки. Наша «колесно-тракторная» бригада живет в радиусе 200 метров от базы организации, а лесосеки располагаются в радиусе до 10 км, реже до 15 км от базы. Согласитесь, что расстояние до лесоповала «смешное». А это значит, что «чистого» рабочего времени на лесозаготовке значительно больше, так как время прибытия на деляну практически моментальное. Ремонт бензопил и техники производится на базе как самими лесорубами, так и отдельными специалистами (сварщиком, токарем, ремонтником бензопил, механиком), что повышает оперативность и ускоряет процесс выздоровления «железа». Если у вас, отсутствует подобные условия, то они порядком снижают производительность работы на колесном тракторе (да и на «котике», «четвёре») и общий показатель заготавливаемой кубатуры.

Хочу заметить одну особенность среди профессиональных лесорубов. Очень важно учитывать возраст членов бригады. Молодые лесорубы (именно «молодые», а не «новички») могут многое уметь и знать в своей нелегкой профессии, но что их контрастно отличает от старшего поколения, так это суета и нетерпеливость! Физически на лесозаготовке молодежь способна сделать в разы больше, но треть этой работы будет бесполезной и не достаточной. Молодежь старается быстрей закончить рабочий день и вернуться домой. Совсем молодые (до 30 лет) торопятся на свидание и в кабаки, на праздники друзей, на прочие события своей юной жизни. Более старшая молодежь (до 40 лет), спешат в домашний уют, просто отдохнуть от работы; на охоту, на рыбалку или приступить к домашним делам, которых к этому отрезку жизни накопилось как никогда предостаточно.

Что касается «стариков» (старше 40 лет), то им спешить некуда. Это мудрые, последовательные, расчетливые работники. Никакой суеты в их действиях и поступках, как правило, нет.

На днях сдавал отчет в лесной отдел: колесная бригада заготовила 967 м³ за месяц. Да это несколько ниже, чем в предыдущие года, но лес, как говориться не резиновый. Кроме этого, две другие «гусеничные» бригады заготовили на равных с ними (одна чуть больше, другая чуть меньше). Ремонтов, от которых нельзя застраховаться было предостаточно в этот зимний период у всех трех бригад. «Котики», к слову сказать страдают в этом отношении больше, нежели МТЗ – старая изношенная советская техника, сыромятные контрафактные запчасти, большее количество узлов на «гусеняге», и больше финансовых вложений.

Об итогах работы на колесных тракторах

Думаю, что стоит подвести итог. На производительность работы колесными тракторами влияют следующие факторы:

  • ТЛУ, средний объем хлыста, география регионов;
  • оснащение трактора и его модель (МТЗ-80,МТЗ-82);
  • квалификация тракториста и бригады;
  • соблюдение технологии валки, последовательность операций;
  • вид технологии (трелевка деревьями или хлыстами)
  • точковка и кто точкует (достоверность данных);
  • вид очистки лесосеки от порубочных остатков;
  • расстояние до работы, продолжительность рабочего дня.

Разумеется, где-то контроль и надзор за лесозаготовками очень жесткий, по сравнению с другими лесозаготовителями, что существенно понижает производительность труда по запасам кубатуры. Это относится к своевременной (одновременной с лесозаготовкой) очистке лесосеки от порубочных остатков, сохранению подроста, избежание повреждений стоящих деревьев, высоте пней, разбирание завалов, исключение поворотов на волоках и т.п. Все это следует учесть!

Статью заканчиваю писать. Напоминаю читателям, что это блог и информация на нем не официальная, я пишу и делюсь с лесорубами своим опытом и наблюдениями. Это не значит, что я опытней большинства лесорубов и специалистов лесного хозяйства. Обязательно проанализируйте публикацию о колесных тракторах, дайте ей свою оценку, делитесь свои опытом, дополняйте, поправляйте, спорьте. Все мы учимся на собственных ошибках и чужих ошибках – это аксиома.

Комментарии

в июне пару недель валил под 82.рубки выборочные.лес подручный сосна всреднем 0.7куба.волока тоскали за комля.трактористу так легче.плотный 7часовой рабочий день.ночевали дома.25-30кубов за смену с волоков.с привалов поинтересней 50 и более кубов.250метров трелёвки максимум.трактор древний но без поломок.2чекера.бригада 4человека.без уборки.

Написать комментарий