Опыт работы раскряжевщиком

(0)

Рубрика: Работа на лесосеке

 

(гостевой пост)

На первый взгляд работа раскряжевщика хлыстов на сортименты кажется простой и не затейливой: отрезал бревно по размеру и стой, кури опёршись на мерку до следующего рейса трактора. Но опыт работы меня убедил в обратном, не всё так просто. Тут многое зависит от способа трелёвки.

Самый простой – это трелёвка сортиментами, уже готовыми лесоматериалами. При таком раскладе можно совмещать с другими операциями. Так в свою бытность, стоя на штабеле, я ещё расцеплял сортименты и сжигал порубочные остатки вокруг штабеля. Тем не менее, наличие бензопилы, при таком способе трелёвки всё равно необходимо. Часто случалось, что приходилось отпиливать незамеченные сучья, при первичной обработке, а на деловой древесине срезать наросты от ветвей заподлицо со стволом, что не всегда получалось в месте падения дерева.

Второй способ – это трелёвка хлыстами или полухлыстами (деревьями очищенными от сучьев). Ну, здесь всё понятно, поэтому не буду останавливаться на данном случае.

И последний, самый сложный, когда лес трелюется, в большинстве случаев деревьями, с кроной, нижними ветвями и целым стволом, от комля к вершине. Здесь, как убедил меня опыт работы на последней ветровально-буреломной лесосеке ССР, требуется соображение и сноровка, и если хотите творческий подход к делу. Сразу замечу, что кроме способа трелёвки, немаловажную роль играет породный состав разрабатываемого участка леса, а также численность видов, заготавливаемых сортиментов.

Для примера приведу один частный случай с последней делянки. От руководства поступило указание, кроме стандартных лесоматериалов, перечисленных в лесорубочном билете: Сосна деловая – 6м (D – от 16 и выше,дрова – 4м (сухостойные, с кривизной и другими пороками любого диаметра), Берёза – дрова 4м(кривые,со сколами,сухие,вообщем сильно подгулявшие); заготовить сосновые балансы длиной 3,05 м (D- от 6 до 24 см) и берёзовые балансы длиной 4 м такого же диаметра, кроме того: деловые сортименты берёзы длиной 3,70 м  (D от 24см и выше). Все остальные породы, независимо от состояния технической годности- дрова 4м. Вот тут у меня и возникли определённые трудности. При подвозке трактором пачки деревьев и последующей обрезке сучьев, нужно было оперативно определить как действовать, чтобы не задерживать трактор.  Мы работали около штабеля втроём, два помощника расцепляли бревна и скидывали в кучу или на костер, в зависимости от погоды, отпиленные сучья, а я обрезал последние и кряжевал хлысты по размеру.  Пять хлыстов, очищенных от сучьев, нужно было шустро разрезать определив, какой фрагмент на что сгодится. « Вот тут искривление сантиметров 40 – лучше отрезать и выкинуть, здесь 4 м без искривлений – пойдет в баланс, дальше кривизна метра полтора – целесообразней отрезать дровяную палку, вершина – прямая и по диаметру в баланс подходит, но короткая по длине, тоже в дрова.» И так приходилось «кубатурить» с каждым хлыстом.

А еще один нюанс заключается в том, что после обрезки веток, при раскряжевке необходимо соблюдать четкую последовательность, что отрезать, а что только наметить резом по окружности ствола, чтобы трактор подвозил бревно дальше, к подходящему сортиментному штабелю. Из-за всех этих тонкостей и спешки на погрузочной площадке царила ругань и нервотрепка. После того как наконец, вроде все лежит на своих местах, оказывается не все сучья обрезаны. И при окучивании дровяных полухлыстов, тракторист закинул их так, что до них не добраться. Или же пока дообрубал сучья, попросту не увидел куда он их загнал, особенно тонкомер сливается так что не найдешь, то что недопилил. А это претензии  манипуляторщика, который при погрузке обнаружит 8 метровые хлысты, которые не лезут в его телегу. И напоследок, ко всем этим головнякам добавляется тупая и растянутая цепь, которую приходилось подтягивать после каждого рейса трактора, иначе слетит с ведущей звездочки.

Кстати цепочки хватало максимум на две недели, потом или натяжка заканчивалась, или на звеньях вылетали клепки. Не успел я «расправиться» с этой березой и закрутить гайки на крышке сцепления, а тракторист уже подъезжает с очередной пачкой. Приведенный случай естественно является вымышленным, но объединяет в себе совокупность всех геморройных обстоятельств. Через неделю такой работы, мне стали снится кошмары, приближающийся МТЗ- 82.1, с тремя мохнатыми сосновыми каракатицами. Но самое удивительное, что мой более опытный коллега, работая на штабеле, не путается, не психует и все у него получается. Возможно, что большое значение здесь имеет опыт работы – 15 лет в лесу против моих 6. Но считаю, что даже стаж не является решающим, скорее это личностные особенности характера и умение быстро соображать, чего мне не явно не хватает.

И все же это печальная история с хорошим концом. Обсудив с лесничим все детали такого способа разработки, пришли к общему мнению на месте обрезать ветви и резать на сортименты, а чтоб трактору не тянуть каждую тонкомерную палку, собирать последние в кучки по пять-шесть штук. Получается немного медленнее, за то 1) цепи не летят, 2) меньше брака в штабелях и 3) лично я стал меньше злиться и нервничать.

Автор: Кирилл Борушко

Написать комментарий