Публикация сегодняшней статьи дизельные пилы основана на рассказе одного любителя и эксперта пил, некого Джордж Б. Блейка и переведена мной с немецкого языка с одного из зарубежных сайтов. Статья посвящена нашему основному инструменту лесоруба – мотопиле, но пила эта не бензомоторная и не электрическая, а дизельная! Переводил с помощью «технического переводчика», поэтому, не гарантирую точной «интерпретации» некоторых предложений. Если возникнут какие-то «непонятки» со смыслом предложений, то предлагаю разобраться вместе.
Дизельные пилы
Джордж Б. Блейк
Однажды Майк и я обсуждали темы на рассылки. Точно не могу вспомнить, как возникла тема о Дизельных пилах. Мы оба согласились, что эта тема содержала в себе большую информацию, которая должна быть интересна для большинства тех, кто прочитает её, потому что, по моему опыту я знаю, что большинство людей не знают, что дизельные пилы существуют.
Когда я говорю людям о дизельных мотопилах, то это выглядит для них нелепо, и они соглашаются, что это абсурдно! После того, как я убеждаю людей в том, что дизели действительно существуют, они, как правило, формируют свое мнение, что эти вещи должны быть огромными «чудовищами»!! Грузовики работают на дизеле, и поезда ходят на дизеле, и оцените их размер! Люди также делятся выводами о том, как они должны работать и насколько сложными они должны быть.
В этом письме я попытаюсь рассказать вам некоторую историю: когда была сделана первая дизельная цепная пила, кто сделал её, где это было сделано, и почему это было сделано. Я вкратце расскажу о том, как эти пилы работают, а также про их дизайн. Кроме этого рассмотрим некоторые из различных моделей дизельных двигателей.
История возникновения дизельных пил
История дизельных цепных пил недостаточно ясна. Я собирал информацию из нескольких источников, некоторые из которых противоречат друг другу, но в совокупности вырисовывают ту картину, которую я считаю наиболее точной и доступной об этих малоизвестных чудес истории.
Я не утверждаю, что являюсь экспертом цепных пил. Я просто любитель, который провел 20 лет в поиске и изучении этих неуловимых чудес.
Я могу заверить вас – дизельные мотопилы существуют!!!
Где была спроектирована дизельная модель пилы? Это было в Осло, Норвегия. Кто придумал такую вещь? Норвежец, по имени Расмус Уиг.
Расмус Уиг был управляющим шахты в серебряных рудниках города в Норвегии под названием Kongsberg. Несмотря на то, что он работал в серебряных рудниках, г-н Уиг был очень заинтересован в лесном хозяйстве. В 1947 году г-н Уиг изобрел стальную челюстную машину для валки деревьев. По словам профессора Ивара Samset, это устройство было весьма эффективным. Проблема заключалась в том, что он не мог контролировать направление падения деревьев!
В 1949 году г-н Уиг построил свой первую пилу с механическим приводом. Он назвал это изобретение «Комета». «Комета» весила 8 ½ кг, и этот вес считался сенсационным в то время, если сравнивать массу других электропил, которые были вокруг.
Появились инновационные специальные характеристики в «Комете»! У неё не было свечи зажигания. Не было катушки зажигания, ни точек, и ни конденсатора!! Это было Дизель!!!
Когда кто-то думает о дизелях, то представляет себе тяжелые двигатели с насосами впрыска под высоким давлением. Но это не относилось к «Комете», которая весила всего 8 ½ кг. Итак, как же он сделал подобное? Как г-н Уиг смог решить вопрос с запуском «Кометы»?
Мы все знаем, что для запуска дизельного двигателя нужен источник тепловой энергии. После того, как двигатель запускается, теплота сгорания делает все остальное. Большинство современных дизельных двигателей используют электроподогрев свечи накаливания. Ну, г-н Уиг также хотел использовать свечу, но, чтобы она не высекала искру электрически. В головке блок цилиндров двигателя представлял собой нагревательную трубку, или вилку, которая называется «Tändror». Это стальной пробковый держатель, который крепится винтообразно в головке блока цилиндров. Нагрейте эту пробку, пока она не загорится красным цветом, и у вас есть свеча накаливания!! Г-н Уиг знал, что влага являлась самым большим врагом традиционной системы зажигания и ничего электрического на этой своей «Комете» не хотел. Очень высокая стоимость бензина в Европе и Скандинавии в то время также вызывала серьезную обеспокоенность.
Большинство всех классических мотопил имели в своей конструкции трубчатую структуру рукояти. Г-н Уиг также использовал трубчатую конфигурацию ручки на «Комете». Во-первых, он заверил, что все концы рукояти инструмента были абсолютно герметично запаяны. Затем он установил «зарядный клапан» в панели ручки, подобно зарядному порту на системе кондиционера. Используя отдельную небольшую канистру и шланг с разъемом, г-н Уиг заполнил трубчатую ручку пилы газом пропана. Таким образом, резервуар с пропаном соединялся с заправочным клапаном в рукоятке.
К панели ручки вмонтирован запорный клапан и соединен с трубкой, идущей к свече «Tändror». Открывая кран и зажигая горелку на конце трубы на «Tändror» – пропановая горелка нагревает «Tändror».
Когда «Tändror» начинает светиться красным цветом, необходимо потянуть веревку стартера и «Комета» заводится!! После того, как «Комета» работает, следует просто выключить газ к горелке «Tändror» и далее работа происходит на дизельном топливе, пила работает исключительно от теплоты сгорания!!
Г-н Уиг хвастался тем, что сырость и влага не могла повлиять на работу «Кометы». В одной из демонстраций инструмента, г-н Уиг погружает «Комету» в бочку воды. Через несколько мгновений он вытягивает «Комету» из воды, зажигает горелкой «Tändror», и заводит пилу!! Позвольте мне спросить, способно ли на такое какая-нибудь модель из современных пил?!
Эта уникальная пила может работать на дизельном топливе, керосине и смеси бензина / масла. Это 2-ух-тактный двигатель, который использует «инжектор», тип системы смесеобразования.
Самая первая модель производства «Кометы», была модель «A». Название имелось на крышке стартера пилы – «Комета», и ниже имя г-н Wiigs небольшого завода в Осло, «Norsk Sagbladd Fabrikk», что переводится как «норвежский пильный дисковый завод».
Стартер на «Комете» представлял собой простой зубчатый шкив, на который оператор наматывает веревку вокруг. Шкив сокрыт за подпружиненной крышкой стартера, которая закрывалась после того, как двигатель был запущен.
Г-н Уиг утверждал, что когда двигатель останавливался во время работы, все, что необходимо было сделать, чтобы вновь запустить двигатель, так это открыть крышку («дверцу») и провернуть шкив пальцами!!!
Неизвестно, сколько именно штук модели «Кометы - А» были выпущены. Многие утверждают, что цифры исчисляются сотнями.
Однако эти очень легкие и инновационные пилы, того времени, не оправдались теми продажами на которые надеялся г-н Уиг, поэтому, он привез свою идею в соседнюю Швецию. Было решено, что компания под названием «Комо» MT Бьерке теперь будет строить «Комету» в Швеции. Мне сказали, что это произошло в 1950 году, Шведская версия «Кометы» была названа моделью «B». Шведские историки лесного хозяйства говорили мне, что производство модели «B» «Кометы» имело приблизительно 1000 штук в период с 1950 по 1953 год.
Другие модели Comet
Историки рассказали мне, что в 1953 году «Комета» была произведена с автоматическим механизмом заводки стартера под названием "Magnapull". Это была модель «S». Это будет последняя модель «Кометы» и подобного до этого не было произведено до 1954 года.
В 1954 году компания Jonsereds стала участвовать в промышленном производстве бензопил и, в сотрудничестве с «Комо» MT Бьерке Company, выпустила первую бензопилу Jonsereds. В основе производства использовались идеи г-на Уига и его «Кометы», но совершенно разные по внешнему виду. Самая первая модель пилы была названа моделью «P». «P» выступал за «Пропан».
Первой пилой исключительно Jonsereds, проданной на рынке была модель «ХА». «ХА» была дизельной пилой с нагревом от пропана.
Когда «ХА» находится в наземном (в поставленном) вертикальном положении, режущая цепь выглядит установленной в обратном направлении. Именно так!! Вертикальное положение - положение не рабочее. После запуска пила приводится в рабочее состояние – переворачивается, цепь вместе с поворотом пилы оказывается в правильном направлении!
Есть две разновидности «ХА». «ХА», и «ХА-19». Обе версии – пропан дизели. Различия невелики, но можно заметить. Самая большая разница в том, что «ХА» имеет закругленный край топливного бака, whicle «ХА-19» имела очень среднеквадратичные края топливного бака.
Говорят, что «ХА-19» является более редким, чем «ХА».
Мне сказали, что компания Jonsereds не знает точного количества производственных моделей «ХА», но считают, что это где-то в районе 2000 штук.
Насколько я понимаю, что Jonsereds «ХА» никогда не была импортирована в США. Дизель, однако, послали сюда в другой форме. Пила была на дизельном топливе, однако, «Tändror» отсутствовал и был заменен на электрически нагреваемую свечу. Алюминиевый блок был прикреплен к ручке мотопилы. В этой нише было две «D» батарейки. На стороне блока была подпружиненная кнопка. При нажатии на кнопку, происходил нагрев запальной свечи, и запускался двигатель!
Эта версия была названа «XC». Лишь немногие из «XC» были произведены. «Тираж», как полагают, под 100 единиц.
Это была последняя модель дизельных пилы Jonsereds. Точный год прекращения производства дизельных пил наверняка не известно.
Дизели говорили, были надежными пилами, но в то же время имелись утверждения, что им не хватало мощности.
Существовало не мало критики про недостатки, которые имели дизельные пилы. Одним из них является то, что в холодных скандинавских зимах, давление пропана, хранящегося в ручках, будет падать и газовый огонь не будет достаточно горячим, чтобы должным образом нагреть «Tändror». Чтобы решить эту проблему, оператору необходимо было менять позицию руки в перчатках на панели ручки в различных местах, чтобы согреть планку ручки, повышая тем самым давление на пропане внутри.
Имелись утверждения, что количество пропана, хранящегося в пильной ручке, хватало на запуск дизеля «несколько сотен» раз.
В заключение о дизельных пилах
Я надеюсь, что вы проявили интерес к этой статью об этих замечательных пилах. Эти специальные пилы заслуживают свое особое место в цепочке истории о мотопилах!
Но что же случилось с разработками мистера Уига, его изобретениями?? В 1953 году, в то время в Осло, в Норвегии, г-н Уиг разработал еще один, очень уникальную и редкую модель. Эта пила была названа «Bamse». «Bamse» является поистине уникальной и прекрасной пилой, сделанной Norsk Sagbladd Fabrikk.
Нет, это был не дизель, но эта мотопила была столь же уникальна, как дизель! Это была серия бензопил с ручкой газа на панели, которая вращается, как при подаче газа на мотоцикле.
На мотопиле имелся лопастной вентилятор охлаждения, вращающегося с помощью небольшой ленты, которая проходила между маховиком и шкивом вентилятора.
В 1950 -х годах, норвежские вальщики леса будут работать в лесах до поздна. Для работы этих вальщиков в темное время суток, г-н Уиг установил электрическую розетку на вентиляторе крышки BAMSE. Два различных типов огней были доступны в качестве аксессуаров: наводнение свет, чтобы осветить лагерь, землю, и фонарик, с которым вы видите в традиционной манере.
При работающем двигателе, генератор подавал питание из соответствующей емкости, которая отличалась малогабаритностью, всепогодностью, и пряталась за подпружиненную крышку.
Производство BAMSE было в крайне ограниченном количестве. Каждый Bamse я видел, кажется, намного реже, чем другие модели.
Эти фото BAMSE в моей коллекции.
Опять же, я надеюсь, что вы нашли это письмо интересным о дизельные пилы.
Джордж Б. Блейк
супер апарат.жаль что сейчас таких нет,вес не большой у меня 440 штиль больше весит.и мощность наверное у него побольше,да и поршневая группа практически вечная.Запчастей меньше,может она менее оборотистая.Ну и расход я подозреваю должен быть существенно меньше.
До сегодняшнего дня даже не знал что такие были может ещё и увижу и попилю дизельной пилой.будем надеется
Познавательно.
В статье говорится совсем не о дизельном двигателе. Понятно что ничего нового, кроме установки именно на пиле, не открыто. Такие двигатели в то время, и задолго до него, применялись повсеместно и могли работать «на всем что горит» и этим же и смазываться. Наверное наиболее ярким и долгоживущим примером является легендарный «Ланц Бульдог» во всех его многочисленных вариациях.
Действительно, Lanz Bulldog «
хавал» всё, что «горит». Но это был трактор! А пила тем и интересна, например, для лесоруба, что работала на топливе, практически любого «ГСМ» и необязательно химического…Да, это не «чистый дизель». И, тем не менее, изобретателя-норвежца можно похвалить, что он сумел в то время воплотить экстравагантную идею в реальность, создать достойный экземпляр работающего инструмента для лесоруба, с «селекционными» новаторскими характеристиками.
А интересно пилы с 4х тактными двигателями пытались делать?
Оригинал статьи датируется 2013 годом и автор не упоминает о 4-х тактном аналоге…
Думаю, вряд-ли. Да и зачем? 2-х тактные мощнее 4-х тактных «собратьев», имеющих одинаковый объем.
Ну у 4х тактного есть свои плюсы как ресурс, эластичность крутящего момента, экономичность и т.д. Правда их особо переворачивать нельзя, из за масла в картере.
Доброго. Прочитал и много вопросов. Если основной причиной установки дизеля — экономия на бензине, то стоит ли овчинка выделки?
1-дизеля тихоходнее бензиновых, даже 2-х тактных, поэтому, чтобы пилить при таких же результатах , надо либо увеличивать скорость оборотов, либо увеличивать об’ем двигателя.
2-мне не понятно, как можно двумя батарейками D нагреть элемент, тут, на тракторе, то аккумулятор садиться, а уж тем более батарейки.
3-каким газом заправляли, если пропаном, то надо с собой иметь серьезную тару под него, т.к. газ под давлением перевозится, к нему еще переходники, штуцора и т.д. тут есть то ключ да напильник, и те постоянно теряются.
Мое мнение, что все это не более, чем реклама, как сейчас с электромобилями.
Это 50-ые года прошлого столетия, недостатки дизельных пил более, чем очевидны, поэтому они не имели шанса на существование, не дожили до наших дней и проект был свёрнут.
Самый огромный минус перед бензиновыми собратьями и состоит в отсутствие надлежащей тяги. Оборотистость бензиновых двигателей — огромное преимущество перед дизелями. Зато дизели (чистокровные дизели) более «отзывчивы» бензиновых аналогов, ну и ,конечно, экономичнее.
Еще огромный недостаток дизельной пилы — запуск таковой, он очень затруднителен в морозы. Думаю, что по этим основным причинам проект был свернут и не нашел отклик у поклонников цепных мотопил.
На видеоролике также отчетливо видно, как дизель дымит. От таких выхлопов оператор сошёл бы с ума в наше время. Кроме этого, топливо для пилы не чистый дизель, что говорит о еще большей концентрации дыма.
Но для тех лет я уверен, что пилы могли себя оправдать. То, что они существовали я не сомневаюсь. А то, что можно провести параллели, как с электромобилем и авто на классическом топливе, то да — соглашусь, что это не больше чем авантюра.
Но перед конструктором — «снимаю шляпу» за смелый шаг и эксперимент.
Дизельні мотопили це круто. Я б непроти придбати таку мотопилу .зараз випускають всяку дребідень , походить два три роки тай усе. Чогось хорошого немає . Наприклад як пила де газ як в мотоциклі резетка для освітлення . Я б купи дизель і поношений . Дизель це круто!.