Основной (дополнительный) источник информации лесной форум forestforum.ru Пожары в Восточной Сибири.
Вернемся к лесным пожарам в Забайкальский край, особенно в Иркутскую область. Что повлекло к трагедиям в крае, и кто отвечает за их пресечение? Можно ли было пресечь, предупредить пожары, их последствия? Рассмотрим эти вопросы ниже…
Предшествующая ситуация пожары в Восточной Сибири
Еще в самом начале весны специализированные ресурсы СМИ в инете приводили данные Гидрометцентра и прогнозы об аномальной жаре на Байкале, Забайкальском крае нынешнего года. Месяц март показывал превышение температуры воздуха по среднестатистическим данным, сравнивая предыдущие десятилетия. Количество осадков также представлялось наиболее пониженным по сравнению с другими годами. Наглядная картина выводилась космоснимками посредством термоточек практически ежедневно и выкладывалась в свободном доступе.
Уже в начале марта, в южных районах Забайкалья, снега на открытых местах не было, присутствовали лишь редкие «островки». Что касается Бурятии, то там снег сохранялся на тот период, но его также оставалось немного.
Эта очевидная картина (уже без всякого сомнения) предвещала в первые месяцы весны крайне тяжелые последствия в виде степных пожаров на природных территориях Восточной Сибири, при использовании открытого огня. Степные пожары, в свою очередь, «по цепочке» пойдут дальше – перекинуться на леса, на торфяные залежи, на населенные пункты, на дороги мосты и другие объекты инфраструктуры. Большой процент вероятности, что техногенные процессы приведут к гибели людей. Все это предсказывалось специалистами на лесных форумах и все это в конечном итоге и произошло! Быть ясновидящим в этом случае не обязательно – причины, приведшие к лесным пожарам были очевидны, предсказуемы и ясны.
Но никто из соответствующих ведомств, отвечающих за надзор и пресечение лесных пожаров, в полной мере не воспрепятствовал их возникновению, распространению и ликвидации на этапе зарождения. Преграды, которые действительно мешают остановить развитие масштабов лесных пожаров на должном уровне, лежат на поверхности и все они упираются на действия нового лесного кодекса. В частности, это касается сокращение штата – рядовых специалистов лесного хозяйства. Тем не менее, органам государственной власти вполне можно было предпринять оперативные меры по пресечению и по сокращению пожарной обстановки в крае.
Меры по сокращению пожарной опасности
Иркутская область, Бурятия, Забайкалье горят ежегодно, теряют значительные лесные ресурсы, ухудшают техногенную обстановку, экономическую, экологическую. Страдает население, лесная промышленность. Сократить пожарную обстановку, органам государственной власти этих регионов, вполне доступно и можно, была бы политическая и человеческая воля. Для этого можно было бы выполнить несколько условий и требований которые заключаются в следующих моментах:
- исключить в крае практику массового применения палов – выжигания сухой травы. Причем, как «контролируемых», так и «условно-контролируемых» палов. Запретить применять палы всем организациям: лесохозяйственным, сельскохозяйственным, муниципальным и др.;
- после таяния снегов не использовать такой вид очистки лесосек, как огневой – не сжигать порубочные остатки;
- организовать усиленную работу надзорных служб к побуждению выполнения требований пожарного режима, которые запрещают проводить самовольные бесконтрольные палы;
- необходимо организовать оперативную сводку для правоохранительных структур о виновных лицах, которые осуществили травяные палы, поджоги древесных растений;
- в учебных образовательных учреждениях пожарных регионов Сибири провести агитацию и пропаганду об опасности травяных палов, об их последствиях, об последующей законодательной ответственности виновных лиц;
- экстренно уничтожить действующие с прошлого года очаги торфяных пожаров. Такие пожары действуют в Иркутской области (Качугский район), в Бурятии (Кабанский район). Необходимо проверить иные торфяные залежи, которые имели возгорания в прошедшем году.
Дестабилизация пожарной обстановки в крае
В середине марта стало очевидно, что Забайкальский край теряет контроль за «профилактическими выжиганиями сухой растительности». Травяные палы, проводимые «всеми», стали предвещать крупномасштабную пожарную обстановку в регионе и хаотичное развитие событий.
В чем же состоит этот прогноз?
Дело в том, что в предыдущие годы в Забайкальском крае, мероприятия по беспрерывному выжиганию травы произвольно создавали весенне-летний период крупномасштабных лесных пожаров. Эти пожары перекидывались на населенные пункты и инфраструктуру, нередко приводило к возникновению трагедий с человеческими жертвами.
Необходимы ли травяные контролируемые палы?
В соцсетях, в частности «в Одноклассниках», я проводил опрос на данную тему. Все участвующие в опросе (специалисты лесного хозяйства) единогласно подтвердили в объективности проведения данного мероприятия.
Меры безопасности
Для чего необходимы «контролируемые выжигания»?
Выжигания под контролем подразумевают собой обеспечение безопасности перед периодом пожароопасного сезона. Потенциально опасные участки выжигаются, освобождаются от горючего материала, тем самым создают заградительные полосы – буферные зоны, которые предотвращают переход огня на лесные участки, населенные пункты.
Однако, все мы, кто следит за лесопожарной обстановкой, убеждаемся, что практическое применение именно в Сибирских регионах «контролируемых выжиганий», по сути является бесконтрольной практикой, анархией, если хотите. Должностные лица, управляющие процессом выжиганий, да и сами рядовые пожарные из числа работников лесного сектора, не обладают достаточными знаниями, навыками проведения мероприятий, не имеют специально-отведенным для этого полноценным временем.
Специалист, который проводит контролируемые выжигания, должен руководствоваться знаниями, которыми он обязан обладать. Они указываются в приказе Федеральной службы лесного хозяйства России от 24.03.1999 г. за номером 68 и носят название «Рекомендации по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы». Приказ этот в наши дни потерял силу, но именно он указывает нормы безопасного контролируемого выжигания сухой травы.
По данным рекомендациям полноценная норма безопасного пала на одного специалиста при благоприятной погоде составляет 0,4 га/1день. Из всех имеющихся вычислений, согласно соответствующей рекомендации, специалист по контролируемым палам способен обеспечить безопасный процесс выжиганий, за весь пожароопасный сезон, на площади от 4,0 до 5,0га.
Однако, Лесной план Забайкалья обязывает выполнять профилактические выжигания на площади 34,4 га в год. Для полноценного выполнения этих требований необходим штат специалистов количеством от 7000 до 8500 человек. Но такое количество сотрудников у региона отсутствует. По данным прошлого года человеческий ресурс подготовленных и способных задействовать в мероприятиях составлял у Забайкалья всего лишь 678 человек. В этом году цифры не приведены, но и так очевидно, что необходимого количества, для проведения контролируемых выжиганий, штата специалистов не набрать.
В результате мы получаем приемлемую профилактику растительных выжиганий лишь на 1/10 площади края, а остальные 9/10 подразумевают собой бесконтрольные выжигания.
Те, хаотичные псевдоконтролируемые выжигания, которые проводятся сегодня в Иркутской области, в Забайкалье и в Бурятии только увеличивают масштаб пожаров и невольно способствуют развитию пожарных катастроф в будущем. Эти причины состоят в следующем:
- беспечность и безнаказанность в отжигах травянистой растительности, зарождает и укореняет в уме населения побуждение к самовольным палам;
- бесконтрольные источники огня перерождаются в бушующие огненные стихии, которые не поддаются в дальнейшем контролю;
- бесконтрольные выжигания образуют очаги тления на валежниках, сухостоях, торфяниках которые в летнюю знойную пору перерождаются в стихийные лесные пожары.
В нынешнем году произошел ранний сход снегового покрова, весна пришла рано, что послужило степным и лесостепным пожарам развиться быстро и масштабно. Усугубило положение и быстроразвивающее разрушение системы охраны лесов от пожаров. На систему негативно влияет дефицит финансирования, поголовное увольнение специалистов, низкая мотивация к работе, старая изношенная техника. Свою отрицательную роль продолжает играть лесное и смежное законодательство, которое содержит противоречия и рождает запутанность в реальном его применении.
Низкая экономическая и нестабильная жизнь продолжает нищать народ, неосведомленность и недостаточная образованность во многих вопросах безопасности рождает в населении беспечность и халатность.
Если отнестись к вопросу контролируемых выжиганий травы без амбиций и нервов, рассмотреть целесообразность этих мероприятий, то вывод напрашивается следующий:
Если произвести сплошное выжигание всей травы на соответствующей площади (что на самом деле невозможно), то воздух будет настолько загрязнен, что люди продолжительное время не смогут проживать в регионе. Поэтому выжигать следует потенциально опасные места для образования буферных заградительных зон и исключительно высококвалифицированными специалистами.
Вместе с тем, проводимые массовые «контролируемые» палы, в Забайкалье, продолжаются и различить их на регулируемые и не регулируемые уже невозможно.
Реальное положение дел в регионе
Еще в марте, в Забайкалье, космоснимками зафиксирована площадь пожаров на нескольких участках суммарно более 6000га. Органы государственной власти Забайкалья, ГУ МЧС региона, противопожарная служба своевременно не предприняла экстренных мер по пресечению бесконтрольных палов и в результате на сегодняшний день мы имеем крупномасштабную катастрофу регионального масштаба! Время от времени удается стабилизировать ситуацию, но сушь, отсутствие осадков и порывы ветра вновь зарождают очаги возгораний и масштабные пожары.
Региональные СМИ отчитываются перед общественностью, называя пожары контролируемыми отжигами соответствующих структур и ведомств. Однако независимые репортеры, пользователи соцсетей обнаруживают и выкладывают в сеть эти, так называемые контролируемые отжиги, которые по видео и фотоотчетам явно указывают на псевдоконтролируемые мероприятия.
Факт видеороликов и фото, которые просочились в инет свидетельствуют, что никакого контроля за травяными палами не осуществляется. Сильные ветряные порывы беспрепятственно переносят огонь на оставленными снегами места. Скорость весенних ветров в Забайкальском крае достигает штормовых показателей – свыше 70 км/ч. В связи с этим переход огня от травяных палов практически не имеет преград.
На юге Иркутской области бушует настоящая катастрофа, спровоцируемая массовыми травяными палами, сжиганием мусора, древесных отходов, и уже действуют лесные пожары. Густой дым, угар преследуют людей, под массовым задымлением оказались города и сельские населенные пункты, в которых суммарно проживает около 420 тысяч человек.
Кто жгёт?
Официальные мероприятия по контролируемым выжиганиям травы приобрели повсеместный и масштабный характер по всему региону. В связи с этим в число официальных «выжигателей» внедрились и «неофициальные», попросту сказать, банальные поджигатели – хулиганы. Выявить их и привлечь к ответственности не предоставляется возможным, так как полыхает везде и всё.
Сжиганием травы занимается и население на сельхозугодьях и приусадебных участках, нисколько не опасаясь за свое «творчество». Краевые и муниципальные власти не видят в действиях по выжиганию травы не специалистами реальных угроз. Жгут сельскохозяйственные организации, жгут лесохозяйственные. В итоге огонь перекидывается на строения, на объекты заготовки грубого корма животным. И так из года в год…
Травяные палы в Восточной Сибири – это традиции местного населения. Все сходятся в одном логическом умозаключении: «Предки всегда жгли, и мы будем жечь, и дети пускай обязательно жгут!!!». Все, кто с этим не согласен, либо дурак, либо, провокатор.
Выводы прокуратуры о пожарах в Восточной Сибири
Краевая прокуратура по итогам проверки выявила факт, что Забайкальский край вновь не был подготовлен к пожароопасному сезону. Причина этого состоит в отсутствии финансового обеспечения краем из федерального центра. Сумма для полноценного финансирования должна составлять 420000000 рублей. В связи с этим Читинская авиабаза, подразделения Забайкаллесхоза к началу пожароопасного сезона не были подготовлены:
- не произведено укомплектование штатов;
- отсутствует вакцинация сотрудников;
- не произведен очередной медосмотр работников;
- обучение по тушению не проводилось;
- отсутствует обеспечение спецодеждой, пожарным инвентарем;
- нет в наличии запаса ГСМ;
Автомобильная техника, предназначенная для тушения пожаров имеет износ от 80 до 100%, в Забайкаллесхозе чуть меньше половины техники находится в ремонте (28%). Подобная плачевная картина наблюдается и в других регионах Сибири.
Во многих населенных пунктах отсутствуют меры пожарной безопасности – недостаточный объем работ по минерализации, искусственные водоемы не отремонтированы, лесопожарная техника не приведена в надлежащее исправное состояние.
Итоги о пожарах в Восточной Сибири
Катастрофическая ситуация с лесными пожарами в Восточной Сибири – это итог массового бесконтрольного проведения травяных палов. Дееспособность органов государственной власти, МЧС, повлиять на выполнение запрета на бесконтрольные палы, выявить виновных и привлечь их к наказанию – одна из главных причин образования хаоса в этих восточносибирских регионах.
Взгляните на хронику столетней давности - фото 1920-ых годов...
Призывать к радикальным мерам по предотвращению пожаров никто не собирается. Хотя в свое время способы справляться с поджогами, лесными пожарами, в Сибири было применено достаточно эффективно во времена НЭПа в 20 годы прошлого столетия. За это просто расстреливали! Пожары в Восточной Сибири - самая злободневная тема.