На самом деле давно уже хотел затронуть тему GPS навигатор. Но именно сейчас приходится работать с этим навигационным прибором практически каждый день, мотаясь по лесу на значительные расстояния. Необходимо отвести в рубку (на следующий год) делянки, расчетной лесосекой в 23400м3.
На этот год делянки еще предстоит отвести, а бригады работают в штатном режиме. Лес хороший, но что самое главное – рядом с городом (в пределах 20 км от города!). Леса – сельские, отошедшие арендатору-колхозу. Когда-то именно в этих лесных угодьях я и начинал свою трудовую деятельность J.
Так или иначе, а многие места забылись, многие вырубки заросли, изменились дорожные маршруты. Да и не вникал я в молодые ранние годы в лесную науку, так как и не подозревал, что свяжу свою работу с лесом на продолжительное время. Вспоминать и познавать новые направления помогает GPS-ка.
Итак, GPS навигатор. Уже никого не удивишь данным прибором, и аналоги устанавливаются почти каждым нашим автомобилистом в своё авто. Довольно многие используют навигаторы на охоте и рыбалке, ведь каждый из нас лесорубов питает страсть к этим видам спортивного отдыха на природе. И уж как не попользоваться дарами природы – грибами и ягодами, которые уже с успехом приготовляются нашими женами, сестрами, да и нами самими. Именно навигаторы позволяют нам ориентироваться в незнакомых нам местах лесных угодий. Если раньше мы отправлялись в незнакомые участки леса с проводником – опытным человеком, либо с компасом на незначительные расстояния, то теперь эти походы могут быть одиночными, значительно увеличены, как по времени, так и по расстоянию. Опасения, что заблудишься, уже не возникают, имея навигатор. Стоит лишь позаботиться о полной зарядке аккумуляторов, запасных батареях и учесть особенности приема сигнала от спутника. Как правило, высокие кроны деревьев, овраги, густая растительность и плохая погода сбивает сигнал. Но это незначительные помехи для ориентирования.
Уверен, что качество навигации во многом зависит от модели GPS навигатора. Например, наши участковые лесничества, мастера леса используют однотипные приборы – Garmin 60/62 (у меня Garmin 62s – фото сверху). Именно по своей модели я и поведу «речь».
Как же GPS навигатор помогает в ориентировании, и какую пользу приносит при отводах лесосек?
Начнем с того, что даже не осведомленный в каких либо технических навыках и геодезии человек способен без труда воспользоваться GPS-кой. При включении прибор сразу же начинает автономно прописывать трэки – своеобразные ходовые линии (маршруты), соответствующего цвета, показывая владельцу проходящий путь на своем дисплее. Разумеется, различные настройки навигатора позволяют изменять правило самостоятельности прибора по желанию владельца.
GPS навигатор не только показывает проходящий путь, но и отображает пройденное расстояние (км/м, футы и т.п. в зависимости от настроек) и направление (азимут). Также устройство выдает информацию о широте и долготе, есть профиль высот. Для запоминания определенного места на маршруте достаточно проставить маршрутную точку на трэке нажатием соответствующей кнопки. Питание Garmin GPSMap 62s происходит от батареек и аккумуляторов. Качественные батареи способны обеспечить работу прибора до 6 и более часов. Описывать полную характеристику и особенности навигатора не буду, так как более детально можно просмотреть на специализированных сайтах.
Что касается применения GPS навигатора в лесном хозяйстве. Этот прибор не предназначен для отвода лесосек. Следует уяснить, что навигатор НЕ ЗАДАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ, а лишь УКАЗЫВАЕТ ЕГО после прохождения пути. Прибор не оснащен направляющими указателями (ориентирами), такими как диоптры у буссоли, поэтому для провешивания визиров не годен. Кроме того, прибор страдает незначительными погрешностями (точность GPS), которые недопустимы при отводе. Однако среди лесников есть индивидуумы, которые приноровились отводить лесосеки, используя лишь навигатор. Для этого ухитряются ставить маршрутные точки при определенных расстояниях в определенных местах, а потом соединяют их, пытаясь выровнять путь при прохождении. Конфигурация лесосеки действительно получается правильной, однако при этом визиры не достаточно прямые, а это противоречит правилам отвода.
Преимущества навигатора-GPS
Однако «джипиэски» широко применяются лесоводами и станут внедряться для отвода лесосек куда интенсивнее. Навигационный прибор смог внушить доверие лесникам, доказал, что облегчает процесс отвода в разы но, обязательно при этом должен работать совместно с буссолью. Например, продвигаясь по кварталкам, GPS-ка формирует трэк на дисплее, показывая направление в азимуте. Проверив по факту направление кварталки буссолью, тем самым легкл определяем погрешности в навигаторе. Однако, перед этим следует поставить в настройках GPS магнитное склонение, так как по умолчанию стоит истинное склонение. Получив результат навигатора можно без сомнения делать съемку делянки на карте, отрисовав склонение. Уже выполняя отвод лесосеки – по факту в лесу, используйте буссоль.
Это сегодня уже классическая работа лесника. Заблаговременно следует обойти необходимый лесотаксационный выдел с GPS-кой с точки привязки. Затем внести результаты маршрута в отдельную программу, которую лесники знают как MapSource. Эта MapSource указывает всё инфо о направлениях и расстояниях. Затем азимут следует перевести в румбы, подвести итог расстояний и сделать, таким образом, абрис. Раз есть абрис, можно смело выполнять отвод по факту, используя лесную буссоль, а GPS-ка помогает с расстояниями визиров. Схема банальная, лесниками применяется повсеместно уже во многих регионах.
Так как вырубленные лесосеки со временем «накапливаются» в карте GPS-ки, да и отображаются свежие отведенные лесосеки, то уже становится легко ориентироваться на этих лесотаксационных выделах с помощью навигатора. Правда и на планшетах мы заносим абрисы, но с прибором уже видишь свое передвижение среди конкретных целей.
Еще одно приятное новшество – электронный 3d компас в GPS навигаторе, предварительно откалиброванный. Достаточно точный и чуткий! Зная направление можно обойти конкретный объект практически без погрешностей.
Что еще хотелось бы сказать. Конечно, необходимо занести карты своего региона в навигационный прибор. Хотелось бы иметь карту с квартальной сетью в навигаторе, тогда бы вообще работа облегчилась в разы. Если кто-то из лесников знает, как приобрести или самому сделать карты, прошу дать информацию. Уверен, что она будет полезна многим лесным.
Пишите и обсуждайте тему GPS навигаторы, а также следите за следующим выходом статей.
Отвожу делянки с помощью GPS вот уже несколько лет. Доходил до этого понемногу.Вначале мерил промеры между столбами, затем пытался задать направление, и т.д. В итоге привязал каждый лесоустоительный планшет (1:10 000) отдельно с пощью ОЗИка. Находил угловые квартальные столбы планшета в натуре, отмечал точки, а далее дело техники, как говориться. На каждый планшет создал растровую карту в формате jnx. Много погрешностей у лесоустроителей. Промер квартала бывает не совпадает до 30 м с планшетами, тут GPS уже нипричем. . Визиры гоним «на крик». Вывожу от точки до точки маршрутный ход (как бы виртуальный визир), затем отхожу по нему, и через каждые 80-120 м подается голосовой (можно звуковой, типа электроманка) сигал. Нужен только опыт- идти на крик прямолинейно, у моего напарника вроде получается.
Опасный метод — волока должны быть прямолинейны, а добиться прямого визира на длинной линии таким оригинальным подходом достаточно непросто, да и противоречиво…А какая модель GPS-ки?
Занимаюсь разработкой программ для учета делянок на компьютере, работе с таксационными данными. Есть проект рабочего места лесничего на мобильных устройствах (планшетах). Загружаем лесоустроительные карты в GPS навигаторы. Работаем уже 20 лет в центральной части России и на Урале.
8)
Александр, а можно поподробнее про проект рабочего места на планшете.
Зимой пробивал магистральный волок в тайге,ближайшая связь сотовая 100км.сейчас приехал лесник с навигатором без меня и по нему нашёл 4дерева как бы незаконка.но я то точно бил по визире однозначно.может ли лесник встать на пень и по навигатору определить сточностью до 0.5 метра нарушения?
Навигатор – это навигационный прибор, у которого отсутствует визирное приспособление («прицелы»), с помощью которых можно было бы проследить ходовую линию. Проверить направление визира можно лишь с помощью геодезического инструмента – в нашем случае буссолью.
Даже, если у лесника сохранился трэк в навигаторе со времени отвода, то спустя время, он не совпадет со свежим трэком – минимальная погрешность у современных навигаторов 3 метра…Возможно он руководствуется данными карты, которая вбита в навигатор, где границей визира является граница таксационного выдела и прибор в данном случае показывает, что элемент нарушения находится за пределами отбойника. Но визир должен быть прямолинейным, а не хаотичным, поэтому это не доказывает нарушение.
Но мне не совсем ясна технология рубки. Почему магистральный волок соприкасался с граничным визиром? И сохранились ли у вас граничные затески (или маркировочные ленты, краска) на деревьях, ведь именно по ним определяется ходовая линия и граница делянки? Даже буссоль, в случае проверки, необходимо сопоставлять с элементами ходовой линии. Спиливать деревья с затесками (или другими отметками) строго запрещено!
Технологические коридоры и магистральные трассы, как правило, располагают в полупасеке от «отбойников», таким образом исключаются повреждения на границах лесосеки и за её пределами: существует максимальный процентный порог повреждения (обдир коры, слом, завал). В случае конфликта с лесником, он при наличии данных нарушений, может вам насчитать «неприятный» штраф.
Возможно, ваша делянка лишь часть лесосеки и поэтому допускается расположение магистрали с граничным визиром, однако завизирная рубка должна быть исключена!
Магистраль начали рубить до меня.надо было конечно отступить метров 15.но главное начальник приказал при свидетелях пилить визирные деревья.пришлось со скандалом свалить одно.после меня ещё пилили.такчто не понятно пока,что да как.