Работа на лесосеке        23 февраля 2018        10423         35

Могут ли лесозаготовители прорубать дорогу к делянке

Данная тема могут ли лесозаготовители прорубать дорогу к делянке для статьи взята из поискового запроса Яндекса пользователями инета, идущего на мой блог. Так как интересуются сугубо лесозаготовительной темой, то могу предположить, что пользователь, интересующийся данной темой, сам является лесорубом. Ниже приведу скриншот из Яндекс-метрики.

Могут ли лесозаготовители прорубать дорогу к делянке

 

Так могут ли лесозаготовители прорубать дорогу к делянке?

Могут, но есть несколько ограничений, которые эту возможность искореняют. Кроме этого необходимо соблюсти несколько обязательных условий. Все они должны быть законно учтены и документально заверены, в противном случае, не избежать больших неприятностей, в том числе и уголовной ответственности.

Лесорубам необходимо знать, что самовольно прорубать дорогу к лесосеке нельзя без соответствующих документов. Если лесорубочная бригада трудится у работодателя, который является лесозаготовителем, но сам не владеет арендным участком, а, допустим, оказывает услуги по лесозаготовке, то прорубать дорогу к делянке по распоряжению этого начальника лесозаготовителя также не стоит, если у него отсутствуют «доки» на эту прорубку. Если ваш работодатель купил лесосеку, то у него также должны быть разрешительные документы на прорубку дороги к делянке.

Дело в том, что лесная дорога может иметь статус соответствующей лесной инфраструктуры, которая запроектирована в проекте освоения лесов (ПОЛ) у арендатора леса. Если такая потребность отсутствует в ПОЛе, то арендатор может задекларировать дорогу в качестве отдельной делянки, которая фактически будет служить в качестве лесовозной дороги к основной лесосеке.

Хочу внести некоторые объяснения лесорубам по «статусу» лесных дорог. Некоторые арендованные лесные участки имеют переизбыток лесных дорог, поэтому в проекте отсутствует возможность для создания соответствующей инфраструктуры. Для того, чтобы лесозаготовитель мог осуществить доступ к лесосеке и обеспечить вывоз заготовленной древесины у арендатора есть возможность задекларировать дорогу к делянке в статусе отдельной лесосеки. Такая дорога имеет соответствующие размеры по ширине, на ней должен быть произведен сплошной перечёт всех вырубаемых деревьев, она обязана быть задекларирована в соответствии таксационных показателей: породного состава, хозяйства, хозсекции. Лесосечные столбы в этом случае не устанавливаются.

Как видите, не так-то всё и просто. Кроме этого есть еще некоторые ограничения по этим самым дорогам. Лесорубам, а скорее всего самим лесозаготовителям необходимо иметь в виду следующие моменты.

Нельзя задекларировать дорогу к делянке через лесотаксационные выдела, которые расположены в ОЗУ (особо защитные участки). Например, ваша лесосека, где будет производиться сплошная рубка, находится за неширокой речкой (ручьём) на расстоянии 100-200 метров от этого водного объекта. А вы намереваетесь сделать лесовозную дорогу именно через этот ручей, соорудив временный мост и далее прорубить дорогу к делянке. Разумеется, та территория (лесотаксационный выдел), что примыкает к водному объекту, имеет статус ОЗУ и имеет параметры в ширину 100 метров. Прорубать дорогу к делянке, в этом случае, нельзя.

Как быть?

Когда составляется проект освоения лесов, то такие моменты должны быть учтены заранее специалистами и ими внесены корректировки для создания инфраструктуры через ОЗУ. Если арендатор упустил такую возможность, то ему придется внести в ПОЛ изменения, но для этого потребуется время и «деньги», да еще и одобрение на новый проект. Вырубку лесосеки придется отложить, либо искать другой путь, минуя ОЗУ. Тоже самое относится и к таксационным выделам, расположенным в защитных полосах вдоль ЖД (железных дорог) и АД (автодорог). Если лесозаготовитель проигнорирует и решит рискнуть на «незаконку», то он может очень серьёзно «вляпаться». Ущерб в этой незаконной рубке будет рассчитываться не в 50-ти кратном размере, а в 100-кратном. Да и самих лесорубов «помотают» по судам, если не в качестве обвиняемых, то в качестве свидетелей.

Когда еще нельзя прорубать дорогу к делянке

Допустим, лесорубы не видят никаких водных объектов, нет ни ОЗУ, ни защитных полос, а лес, через который им необходимо прорубить дорогу к делянке, выглядит кубатуристым, высоким и добротным. Задекларированная лесосека расположена не так далеко, а тут – красивый мощный лес! Сами собой приходят мысли: «а можно ли прорубить дорогу к делянке через эту полоску леса? Скорее всего, да». Лесорубы начинают прорубать дорогу, намереваясь, как можно скорее оповестить лесозаготовителя, и который, как они думают, наверняка сможет решить эту проблемку. Ведь лес кубатуристый и поэтому сам лесозаготовитель будет рад этим кубам. А лесорубам, при этом, нехилый приработок.

Соблазн понятен. Однако и здесь не всё так просто!

На самом деле, эта полоска леса, через которую лесорубы хотят прорубить дорогу к делянке, является неспелым выделом и относится к категории приспевающих, то есть этому лесу, грубо говоря, осталось до спелости 3 года! Либо его лесоустроители еще не перевели в статус спелого леса. А через неспелый лес прорубка запрещена и задекларировать в виде дороги в качестве отдельной лесосеки не предоставляется возможным.

Как быть?

Если в этом приспевающем  или средневозвратном выделе запланированы рубки ухода, то, как вариант, арендатор может задекларировать и задействовать эту лесосеку под соответствующую рубку, а один из технологических или магистральных волоков использовать в качестве лесовозной дороги в другую лесосеку. Однако, правила рубок ухода запрещают превышать ширину волоков и «убивать» рельеф, поэтому многое зависит от местного участкового лесничего.

Кстати, расширять уже действующие лесовозные дороги также противозаконно без соответствующих разрешительных документов.

Могут ли лесозаготовители прорубать дорогу к делянке

Что касается молодняков (1-2 класса возраста), которые можно скосить с помощью кусторезов, или просто замять трактором, то прорубка дороги к делянке также запрещена и карается довольно строго!

Дорога в делянки без вырубки

А можно ли проложить дорогу в делянку, не прибегая к рубке, через вырубленные делянки?

На самом деле каждая вырубленная делянка, в соответствии с лесным законодательством, должна быть воспроизведена – на ней должны быть проведены лесовосстановительные работы. Это могут быть как посадки лесных культур, так и естественное возобновление.

В связи с этим, лесорубы, которые прокладывают дорогу к своей лесосеке через старую вырубку по старым волокам, также нарушают закон и подвергаются риску не только административного характера, но и уголовного. Уничтожение подроста также подсчитывается в кратном размере.

Как быть?

Когда лесозаготовитель обсуждает данную проблематику с участковым лесничим, то можно зафиксировать, что на данном волоке нет подроста. Лесничий, в некоторых случаях, может дать добро. Однако, необходимо знать, что это все равно незаконно. Лесозаготовителю в этом случае ничего не грозит, ибо он не уничтожил подрост и подлесок, а стало быть, предъявлять ущерб не в чем. Скорее всего, здесь ответственность больше у лесничего, нежели у лесозаготовителя.

Если есть вопросы, относительно статьи могут ли лесозаготовители прорубать дорогу к делянке, то задавайте. Будем разбираться!

Обсуждение: 35 комментариев
  1. Василий:

    Всех «вояк» с праздником!…
    Какая должна быть ширина дорогив деляну?

    Ответить
    1. Лесоруб:

      Она должна быть максимально узкой.
      Кто об этом сказал и где об этом говорится?
      Лесничие об этом систематически «напоминают». Если в вашем случае лесничий не дает таких корректировок, то флаг вам в руки! Документально привести какие-либо критерии по дороге не могу.
      Обычно дорога в лесу составляет 4 метра в ширину. Но для лесовозов, как показывает практика, этого не достаточно. Особенно проблематика наблюдается весной при затайке во время потепления. Начинают вытаивать корневые выступы у стволов деревьев, которые располагаются по обочинам лесной дороги. В связи с этим, машина при наезде на эти корневые выступы начинает накреняться набок и цепляет кониками стволы деревьев. Таким образом, лесовозы способны попасть в ловушку.
      При подобной картине событий, даже 5 метров в ширину бывает недостаточно для лесовозной дороги. Оптимальный параметр – 6 метров. Если лесничий не запрещает, то следует воспользоваться этим и задекларировать дорогу как можно шире.
      Возможно я ошибаюсь в параметрах дороги, поэтому более осведомленные в этом вопросе люди меня поправят.

      Ответить
      1. Борис:

        Ещё надо и карманы по лесной дороги сделать,а то лесовозы не разъедутся. На практике всегда её расширяли,то там дерево,то там надо спилить. Изначально всё не предусмотришь. Но надо звать лесника,чтоб дал добро,а то тоже может получится «незаконка». На счёт ширины,то по следам лесничего,три метра влево,три вправо,что вспомнил из последнего.

        Ответить
        1. Лесоруб:

          «Карманы» для разъездов действительно необходимы и на практике незаконные расширения широко применяется. Леснику можно сказать, возможно, он и может дать «добро», однако его разрешение будет незаконно – все срубленные деревья обязаны быть задекларированы, а для этого необходима отдельная декларация (если заранее не указано с основной лесосекой) и она должна быть рассмотрена и одобрена (10 дней).
          Так как деревья в «карманах» выходят за пределы параметров дороги, то их можно оформить как «аварийные», представляющие угрозу для человека. Но следует понимать, что такие «аварийные» в действительности таковыми не являются и юридически это нарушение.

          Ответить
  2. Василий:

    Ну, да-да, «чеши». Как вы то у сибя разезжаетесь? Все не предвидеть. Все время чтоли декларируете?

    Ответить
    1. Лесоруб:

      У нас стараются не допускать спиливание в «карманах», чаще ищут «затычки» – свободные просветы, куда заезжает встречный транспорт. Но это также является нарушением – уничтожение плодородного слоя. «Из двух зол выбирают меньшее».

      Ответить
      1. Василий:

        Вот! То-то! Без нарушений — никак!

        Ответить
        1. Борис:

          У меня было так ,что сами члены бригады указали полицаем где и какие именно деревья были спилины по указанью начальника. Но там действительно никак подругому не проехать,и разрешения дал лесник. Полицейские сами нерады были такому чистосердечному признанию. Это только по телеку нас окружают враги,на самом деле они среди нас.

          Ответить
          1. Лесоруб:

            Иной раз хочешь по-хорошему, почестному, а поучается «как всегда» — то есть «медвежья услуга». Я про то, что показываешь полицейским «незаконку», а они тебя к «стенке»…

            Ответить
  3. Борис:

    А не.уй им показывать,пускай сами ищут. Все кому надо,и так знают. За всё уже уплачено,и деньги потрачены.

    Ответить
    1. Лесоруб:

      С одной стороны это верно. Вот только такой момент у арендатора могут расценить как несоблюдение пунктов договора аренды, где прописано, что арендатор обязан пресекать незаконную рубку. В противном случае, появляется предлог для возбуждения дела для лишения арендатора аренды лесов. А «жадных ртов», которые «положили глаз» на аренду может быть предостаточно, даже у таких гигантов, как лесные холдинги. Сработают по заказу и всё…
      Вот только как пресекать «незаконку», ведь у арендатора нет карательных полномочий?

      Ответить
      1. Борис:

        Одно дело когда кто то у арендатора спилил,и когда он сам приложил к этому делу,если не руку то слово. Насчёт того что он такой прям беспомощный и т.д. это он пускай нашему президенту на прямую линию звонит и поплачется. Все мы прекрасно знаем кто они такие,и с кем дружат.

        Ответить
  4. Антон:

    Добрый день! Подскажите как сделать дорогу к лесосеки по договорам купли-продажи лесных насаждений по результатам аукцинона для субьектов малого и среднего предпринимательства?

    Ответить
    1. Лесоруб:

      Вопрос не корректен! Что конкретно: строительство лесной дороги (как выкладывать лежневку)? организация труда? Или оформление документации? проект дороги? какая дорога (для вывозки леса или для доставки лесорубов)?

      Ответить
  5. Антон:

    Добрый день! Организация заключила договор купли-продажи л/н , а дорога отсутствует для вывозки древесины чтоб вывезти древесину необходимо сделать немного дороги ( вырубить приспевающий лес, немного 20 куб. ПРИМЕРНО) а потом по нелесным землям (МАРИ) дорогу проложить и соединить с зимней дорогой лесной.

    Ответить
    1. Лесоруб:

      Данным вопросом обязан заниматься лесопользователь – владелец лесного участка (арендатор). Он имеет ПОЛ (Проект Освоения Лесов), где содержатся данные о создании необходимой инфраструктуры на лесном участке, проектирование лесных дорог, в том числе по лесам приспевающих насаждений и средневозрастных.
      Если в Вашем случае, возникла необходимость во «временной дороге», а не в «постоянной», то необходимо задекларировать дорогу в качестве отдельной делянки (сделать сплошной перечёт вырубаемых деревьев, сделать материалы отвода и подать в декларацию). Однако, выдел «неспелый» – в рубке этого неспелого выдела Вам откажут. Даже если данный выдел с приспевающим лесом присутствует в назначении рубки по ПОЛу у арендатора, то необходимо отвести лесосеку в этом выделе под ПРХ, оформить документацию и использовать один из технологических коридоров (волок) этой лесосеки в качестве дороги. Но это, как Вы понимаете, идиотизм, мягко говоря.
      Есть еще один нюанс: если приспевающий выдел по площади менее 3 га и находится внутри спелого выдела, то его можно полностью назначить в сплошную рубку. Хотя это тоже не Ваш «вариант».
      Повторюсь – даную проблему должен решать владелец леса (арендатор) и ПОЛ «ему в помощь». Либо как-то договариваться с лесниками. Например, обследовать приспевающий выдел, найти «окна», позволяющие пройти лесовозам без рубки ликвидной древесины (возможно, некоторые деревья оформить как «аварийные» и удалить их). Предложите это лесникам и может быть они пойдут в данном случае навстречу.

      Ответить
      1. Антон:

        Проекта освоения лесов по договору купли продажи не может быть, это краткосрочные договора и декларацию тоже не надо подовать. Единственный выход может быть включить дорогу сразу в лесосеку как преспивающий лес до 3 га. В соответствии с п. 19 приказа мпр # 474. Это не будет нарушением?

        Ответить
        1. Лесоруб:

          Речь идет о ВЛАДЕЛЬЦЕ лесов (лесном участке) – тот, кто продает леса предпринимателям на аукционе!!! Именно у него должен быть ПОЛ, а не у покупателей! А это представители ГОСУДАРСТВЕННОЙ или МУНИЦИПАЛЬНОЙ собственности.
          Если леса не находятся в аренде (а в Вашем случае скорее всего это так), то организация и продажа лесов осуществляется на основании данных лесного регламента лесничества и действующих материалов лесоустройства. Необходимо было до приобретения лесосеки на торгах обследовать пути подъезда и вывозки леса. Через приспевающий лес, Вам вряд ли разрешат делать дорогу.
          В любом случае Вам необходимо решать проблему дороги с лесничеством.

          Ответить
  6. Антон:

    Да и вообще в связи с ведением в лк рф изменений в 29 ст. (ДЛЯ субьектов малого и среднего предпринимателбства продажа древесины) т.е. по договорам купли-продажи л/н через аукцион, как быть с дорогами их сразу надо включать в карточки аукционных едениц и продавать с дорогами, потому что к каждой деляне нужна дорога

    Ответить
  7. Антон:

    Да речь идет о гос. Лесном фонде продавцом в данном случае является ОИВ, они сами не знают как в дальнейшем решать такие вопросы. Я вот и обратился к Вам. Может им всё таки сразу деляны с дорогой продавать и выставлять на аукцион ( даже если дорога будет входить в приспевающий выдел) по приказу 474 п. 19 как вы говорили разрешена рубка до 3 га.

    Ответить
    1. Лесоруб:

      Если уж ОИВ не знают, как им действовать в их собственной «вотчине», то мои предложения не имеют основания к разрешению подобных проблем. Главный лесничий или начальник местного лесного отдела (представитель министерства) уполномочены решать такие вопросы, так как в каждом регионе у подобных руководителей «свои тараканы в голове» — хотя законы ЛК одни, но все пытаются их трактовать по-своему. Отсюда и решения подобных проблем решаются местным «боссом» лесничества.
      Я Вас понимаю — Вы, как законопослушный гражданин пытаетесь решать проблемы местных чинушей и специалистов лесного хозяйства, не преступив закон. Им бы все объяснить «народу», предусмотреть все нюансы при торгах лесом, организовать, но бардак как был, так и остается в наших лесах.

      Ответить
  8. Дмитрий:

    Здравствуйте. Подскажите как выдти из такого положения. Купил муниципальную деляну, заключил договора на поставку дров а оказалось что дорогу к ней заделать нельзя. По той причине что нужно её прокладывать через речку тоесть через водоохранку. А других подъездов нет. Как быть незнаю. Заеду, штраф если будет проверка не заеду тоже штраф за невыполнения обязательств по договору.

    Ответить
    1. Лесоруб:

      Дмитрий — в статье и в комментариях на равнозначный вопрос как мог дал уже ответ. Самый лучший вариант все это обсудить с местными контролирующими органами.

      Ответить
      1. Дмитрий:

        Начальник лесхоза сказал. Делайте дорогу чтобы вас никто не видел а если поймают говорите что дорога уже была. Конечно глупо будет выглядеть что единственная дорога идёт комне на деляну через водуахранку которую я не делал. Как вообще могло лесоуправление пропустить такую деляну на торги без дороги.

        Ответить
        1. Лесоруб:

          Сейчас намечено проведение регулярного дистанционного зондирования (ДЗ) лесных участков, правда, преимущественно там, где идет лесозаготовка, дабы пресечь незаконные рубки. Это не то ДЗ, которое проводили раньше раз в 3 года, а «экспериментальное внедрение» с нынешнего года. То есть сегодня снимок покажет лесной массив, а завтра вырубку.
          Каждые снимки, конечно, анализировать ежедневно никто не будет. Но если приедут гости из ОБЭП, скажем через год и, если у них возникнут подозрения, что дорога свежая, они могут просмотреть детализацию по дням и выявить в которое время была сделана дорога. Потом, кто рубил. И так далее и т.п.
          Почему не запланирована дорога? Не могу знать. Кстати, выше Вы писали, что можно получить штраф за не выполнение договора, если не будете рубить лесосеку. Уж лучше получить штраф за это, чем уголовное наказание, с огромным ущербом и штрафом, рискуя рубкой в ОЗУ.
          В данном лесном фонде должны были проводиться рубки, значит, должна была бы быть и вывозка от старых лесосек. Неужели нельзя их использовать? Или они закрыты под лесовосстановление?

          Ответить
          1. Дмитрий:

            Там кругом реки, мари и местами стоят небольшие островки леса. Остальной лес в аренде. Вот и выставляют что по возрасту подходит. А есть там дороги или возможность подъезда их не интересует.

            Ответить
            1. Лесоруб:

              Трудно, Дмитрий, что-то ответить по данному поводу. Думаю,что многие рискуют в подобной ситуации — кто-то обходит деревья (дорога без рубки в свободные просветы), кто-то выкорчевывает пни (сбивают пни отвалом трактора и прячет их), кто-то поджигает данный лес, кто-то надеется, что весеннее половодье снесет не только мост, но и размоет колеи — фантазии хватает. Такова система управления в нашем государстве, всем на всё похуй. Виновата даже не верхушка власти или простой смертный народ, а «среднячок», который сидит в кабинете, который не хочет или не умеет работать, а потом гадит — обвиняя либо власть, либо «простой народ».

              Ответить
  9. Руслан Александрович Морозов:

    очень помогли … чуть не попал….спасибо за статью и коменты

    Ответить
    1. Лесоруб:

      Вам спасибо, что подключились к обсуждению!
      Кстати, лесную дорогу к лесосеке также можно задекларировать через неспелые таксационные выделы (молодняки, средневозрастной лес) — именно как объект лесной инфраструктуры, но при этом такая возможность должна быть указана в ПОЛе или лесном регламенте лесничества. При этом в регламенте (ПОЛе) указывается «расчетка» по инфраструктуре, разрешенные параметры.

      Ответить
  10. Руслан Александрович Морозов:

    Проблема в том что на пути к делянке три речки. мост наводить незаконно как я понимаю

    Ответить
    1. Лесоруб:

      Водные объекты относятся к ОЗУ – рубка запрещена. Однако, они должны быть занесены в реестр Минприроды. Насколько мне известно, данный реестр не публикуется открыто, поэтому узнать актуальные данные и регистрацию водных объектов можно в лесничестве.
      Может эти речки вовсе и не речки 🙂 .
      Вообще, какие-либо «телодвижения» на землях лесного фонда без разрешительных документов воспрещены. Но у нас каждый регион в стране, как отдельная страна – со своими законами.
      Имейте ввиду, дорога может попасть в космоснимки, как при плановом обследовании, так и с годовым отчетом. Вовремя использования лесов проводится ДЗЗ (дистанционное зондирование земли) на тех участках, где проводилась рубка, которые подаются лесопользователем в конце года. У каких-то лесопользователей снимки отличные и на них видна вся технологическая сеть, объекты инфраструктуры, «промзона», склады и т.п после вырубки. А у других на космоснимакх не видно вообще ничего. Все зависит от «местных ОИВ».
      Узнайте у лесничего, может Вам предложат вполне законный путь к лесосеке.

      Ответить
  11. Иван:

    Добрый день!
    Лесничество предлагает использовать для проезда к делянке магистральный волок другой лесосеки. Указывая, что лесовосстановление этой делянки было естественным способом, и при таком способе содействие лесовосстановление не предполагает лесопосадки на волоках (ущерба причинено не будет).
    Подскажите, можно ли ездить таким способом, если там фактически имеется подрост. Мы считаем, что подъезд таким способом закончится штрафом.

    Ответить
    1. Лесоруб:

      Иван, Вы пишите, что лесничество само предлагает Вам «вариант» лесной дороги. Нарушения будут фиксироваться этим же лесничеством (участковым лесничим). То есть они заведомо склоняют Вас к нарушению и штрафным санкциям?
      Если «на предлагаемой дороге» фактически есть подрост, как Вы утверждаете, то уничтожение подроста является нарушением. Если участковый лесничий опровергнет наличие подроста при предварительном осмотре до начала рубки (например, составит акт, что именно на этом волоке подрост был нежизнеспособным, угнетенным), то как вариант Вам можно будет использовать волок для дороги. Правда, я не могу, подтвердить, насколько этот «механизм» правомерный и насколько реализуем, потому что лесосека, через которую проходит магистральный волок уже прошла процедуру освидетельствования. Но было бы хорошо, если бы данный факт об отсутствии подроста был закреплен документально.
      Более правильно будет задекларировать лесовозный путь как объект инфраструктуры. В декларации он будет «фигурировать» без фактического изъятия древесины. Но опять же кто этим будет заниматься и на основании чего? Мне трудно ответить.

      Ответить
  12. Иван:

    Спасибо за ответ!
    Уточню, что лесной участок не в аренде, нам переданы лесные насаждения по договору купли-продажи. Ни ПОЛ, ни лесной декларации нет.
    Исходили из того, что должна быть обеспечена транспортная доступность, какая-то лесная дорога к этим насаждениям, но по факту лесничество письменно предлагает использовать волок от уже «закрытой» лесосеки.
    Плюс волок не доходит до лесосеки и все равно есть достаточно большой участок, который идет по болотистой местности, на которой много подроста, его не объехать и надо будет спиливать, т.к. по другому не добраться.
    ПОЛ не составляем, лесную декларацию не подаем, т.к. участок нам не передавался, а только проданы насаждения. Можете подсказать, кто в такой ситуации обязан строить дорогу к лесным насаждениям и за чей счет это должно делаться?

    Ответить
    1. Лесоруб:

      Это свободные от аренды леса. ПОЛа нет, вместо него лесной регламент лесничества — там все нормативы, объемы, расчётки и т.п. Доступность должно обеспечить лесничество, так как леса лесфонда «закреплены» за ним. По законодательству, к сожаление, сейчас не подскажу.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *