Сегодня рассмотрим и обсудим вахтовые домики, а также бытовое обслуживание рабочих на лесосеках. Затронем перевозку лесорубов, техническое обслуживание машин, заправщиков, водомаслогреек и тому подобное.
Поначалу предполагал написать статью исключительно о вахтовых домиках. Но в таком случае получился бы лишь небольшой обзор о «вахтовках». Поэтому предлагаю «пробежаться» по тем условиям и возможностям данной темы, которые были организованы и осуществлялись ещё в советское время на промышленной лесозаготовке. Вообще, думаю, что стоит уделить время советским условиям и сравнить с положением дел в наше время.
Бытовое обслуживание в советских леспромхозах
Откровенно говоря, данное описание организации обслуживания, не относится конкретно к вахтовым методам. Оно применялось в штатном режиме в нормативном русле на рабочих процессах промышленной лесозаготовки в леспромхозах. Но какого-то различия между вахтовым методом и промышленной заготовкой леса в крупном лесозаготовительном предприятии я не вижу. Единственное, но значительное различие - НАЛИЧИЕ у вахтовых домиков шконок-спальников. У обогревательных домиков их нет.
Рассмотрим организацию горячего питания, обогрева и отдыха лесорубов, соответственно доставку рабочих в лес и обратно – домой.
Передвижные столовые – «ПС». Они были созданы для организации горячего питания лесорубов в полевых условиях. Подобные столовые были не только в советское время, но дожили и до наших дней. Например, в нашем районе они «деактивировались» в начале 2000-ых годов, когда крупнейший ЛПК «умер». Нефтяники и газовики подобными конструкциями и обслуживанием «шикуют» до сих пор.
Итак, столовые ПС-12 (на 12 мест) и ПС-16 (на 16 мест) были сконструированы на базе автомобильных дорог. Подобные столовые представляли собой утепленный панельный кузов, который был установлен на раму с передним поворотным «дышлом». Ходовая – четыре колеса на грузолентах и восемь пружинных подвесок.
Даже в то время (первая половина 70-ых) ПС были оснащены водяным отоплением. Вода циркулировала естественным методом от кухонной плиты. Но данное оснащение не прижилось в передвижных домиках, и в обиходе осталась практика круглосуточного дежурства на все дни вахты, во избежание размораживания системы. Еще один веский недостаток – обеспечение системы водой в объеме 600 литров, а в условиях разработки лесосеки добыча жидкости зимой – огромная проблема. Как это парадоксально и нелепо выглядело, но у столовых ПС-12 водяное отопление и плиту убирали, а плиту заменяли обычной. А вот у ПС-16 конструкцию улучшили, приняв во внимание недостатки предыдущей разработки (ПС-12) и появилась возможность отключать водяную систему, вынимая змеевик и вставляя заглушку.
Что еще есть примечательного в столовых ПС? Наличие подключения электрооборудования от электросети напряжением 220вольт.
Габариты ПС-16:
- длина – 10,2м;
- ширина – 2,8м;
- высота – 4,2м;
- вес – 6,85т;
- площадь салона – 10м²; площадь кухни – 8,2 м²; площадь тамбура – 1,5 м².
Вагон-столовая ВС-1 , категория вахтовые домики ,была произведена для лесников и работников торфяной промышленности. Сконструирована столовая на базе пассажирского узкоколеечного вагона. В вагоне могут одновременно трапезничать 16 человек, хотя пропускная способность столовой-вагона – 60 человек.
Вагон оборудован кухней с цельносварной плитой, столами, бункером и ледником для хранения продуктов. Здесь есть емкость с водой на 670 литров, которая совмещена с системой отопления. Освещение столовой происходит от 6-ти плафонов, а источник питания – щелочная аккумуляторная батарея. Обслуживание вагона-столовой ВС-1 выполняется одним лишь человеком.
Недостаток – ежедневная транспортировка вагона в теплое депо.
Передвижные обогревательные домики
Ну, и наконец, переходим к обогревательным домикам лесорубов, это не вахтовые домики, как я уже говорил выше. Домики предназначены для обогрева рабочих, укрытия от осадков, размещения спецовки, рабочего инструмента, запчастей, и для принятия пищи, если отсутствует специализированная столовая.
Один из таких домиков был сконструирован в советское время специально для комплексных бригад лесорубов и носил название ЛВ-56.
Это деревянный фургон. Каркас домика расшит из деревянных брусков и скреплен железными уголками. Фургон обшит листовой сталью. Утеплитель – ДВП плиты, уложенные в два слоя.
В будке имеется три окна с двойной рамой и утепленная дверь. Внутри – стол с откидной крышкой. Мебель – два дивана. Домик оборудован печкой «камелек» для обогрева лесорубов, двумя полками для сушки рукавиц и спецовки, вешалкой, медаптечкой, ящиком для документации, огнетушителем. Противопожарные листы вокруг печи монтированы по асбестовой прокладке. Обратите внимание на изложенные моменты – утепленная дверь, двойные рамы, диваны. По этим признакам можно смело отнести данную конструкцию не только как к обогревательной будке, но и к вахтовому домику, а значит полноценно вахтовать.
Домик стоит на санях, с оборудованными крюками для транспортировки и скобами для погрузочных строп. Предусмотрена замена нижних «полозьев», которые можно заменить в условиях лесосеки на четырехкантный брус.
Домик сконструирован таким образом, что его можно транспортировать на щите трактора, при этом учтены размеры вахтовки. Также можно буксировать и перевозить в кузове автомашины, по УЖД и ширококолейной платформе.
Если уделять внимание современным вахтовым домикам, то, к сожалению, лесорубочных вахтовок практически не выпускают в данное время. Однако при необходимости работодатель может приобрести вахтовые домики, так сказать, общего назначения. Ничего критического в данном случае нет, да и особой разницы тоже.
Публиковать фото и описание современных вахтовых домиков нет необходимости. На просторах всемирной сети можно просмотреть фото и оценить «широкий ассортимент» подобной продукции. Выложу лишь вахтовые домики-прицепы (фрагменты фото) с немецкого каталога.
Данный вахтовый домик небольшой...
По всей видимости у домика присутствуют солнечные батареи...
Для России вахтовка хлипковата...
Внутри комфортно...
Съемная лесенка...
Необходимая атрибутика.
Перевозка рабочих
Тот, кто работал в леспромхозах и мехлесопунктах, тот помнит, как добирался в лесосеку с бригадой на автобусах. Кстати и на вахту лесозаготовительное предприятие доставляло рабочих именно на автобусах. Но помимо автобусов доставка рабочих на работу и обратно осуществлялась и по УЖД – в вагонах.
Самыми распространенными марками автобусов длительное время оставались всем известные модели – КАВЗ-651А. Вместимость в этих автобусах была небольшой, но существенный недостаток подобной модели – отсутствие обогрева пассажиров.
Следующая категория автобусов – ПАЗики. Но они могли использоваться лишь на дорогах с гравийным покрытием. Автобусы ЗИЛы и ЛАЗы использовались крайне редко и только по хорошим дорогам.
Автобусы для перевозки рабочих (если не использовалась работа вахтовым методом) оставались на весь период рабочего времени на лесосеках. Ими же доставлялись рабочие и на обеденный перерыв в ПС, и для сообщений при необходимости координации между бригадами. Кроме этого автобусы использовались как средство доставки пострадавших на лесосеке в лечебные учреждения.
Техническое обслуживание машин на лесосеке
К обслуживанию машин, как вы понимаете, относятся:
- заправка техники ГСМом;
- подогрев воды зимой;
- технический уход;
- мелкий текущий ремонт.
Передвижная ремонтная мастерская Т-142Б разработана для техобслуживания техники, специализирующей на лесосеках. Это ЗИЛ-131 с прицепной водомаслогрейкой.
Т-142Б довольно таки полезная «вещица». С её помощью можно вести техуход, текущий ремонт, заменять с помощью крановой установки тяжелых узлов тракторов, отгружать тяжелые запчасти, проводить сварочные работы и слесарить. Мастерскую можно использовать для заправки тракторов ГСМом, в зимнее время – горячей водой и теплым маслом.
Мастерская оборудована электрогенератором (12квт), сварочным выпрямителем, консольно-поворотным краном с грузоподъемностью 1,3 тонны, электроталью. Есть настольный точильный станок, тиски, электросверлилка, нагнетатель солидола, крепежные детали, крюки.
Мастерская работает и как заправщик, поэтому она оснащена емкостями для ГСМа:
- для дизтоплива бак 700л;
- для заправки бензопил и сучкорезок бак на 150 л;
- для дизмасла – 70 л;
- для автола – 60л.
В мастерской есть топливная раздаточная колонка, установка с насосом для приема и раздачи масел, шланг для масла с пистолетом, водяной насос.
Рассмотрим водомаслогрейку, которая используется в зимнее время. Модель называется ВМГ-40-51М-2. Это котел с теплоизоляцией, пневмосистема, топливная система, приёмораздаточные рукава, контрольно-измерительные приборы. Здесь же баки: для воды на 950 литров, для дизмасла – 150 л, для автола – 150 л.
Существуют и другие отдельные водомаслогрейки следующих моделей: ВМ-2М, ВМ-4, БЛ-2, ВМ-707, ВМГ-40-51.
Рассмотрим ВМ-2М, которая обслуживает от 6-8 трелевочников горячей водой и маслом в холодное время. Это термос-водомаслогрейка! Котел имеет вместимость до 850 литров, масляного бака – 100 литров. Конструкция наружной обшивки водогрейки позволяет воде и маслу оставаться продолжительное время оставаться горячей. Теплоотдача при этом составляет от 1 до 2°С за 1 час. Вода, с температурой до 96°С охлаждается за ночь при 30°С мороза – до 65°С.
Подобные водогрейки имеют отличную транспортабельность и легки в обслуживании. Если в штате есть ночной сторож, то он будет поддерживать температуру жидкости на протяжении всего межсменного времени. При отсутствии такового, воду подогревают до 97°С и оставляют на всю ночь.
Ну, и выкладываю «классику» водогрейки, которая находится в вахтовом поселке нашего района.
Боксы
Для технического обслуживания тракторов и для приемлемой работы слесарей-ремонтников на мастерских участках организуют специализированные боксы. Особенно это полезно и продуктивно в зимнее время. Подобные боксы изготавливали из следующих материалов: тканевого покрытия, досок, пенопласта, щитов, из брусьев. В боксе обязательно имелась печь, освещение, верстаки со слесарным оборудованием, таль. Виды боксов – передвижные или разборные.
Первый бокс для рассмотрения – бокс с тканевым покрытием. Каркас подобного бокса изготовлен из стальных труб, которые обтягивались снаружи тканью с полихлорвиниловой пропиткой (двухслойное покрытие). Кстати, каркас – разборный.
Ворота бокса были шторчатого типа. Циклонная печь отапливалась дровами. Освещение производилось от электростанции, дневное – естественным путем через 10 окон.
Бокс имел слесарный верстак и козловой кран с ручной талёвкой (грузоподъемность – 1тонна).
В серии подобных мастерских также имелись боксы из пенопласта разборной щитовой конструкции; боксы из металлического каркаса в виде гармошки и другие. Описывать их не буду.
Гаражи
В лесных регионах с суровой и затяжной зимой, при скоплении примкнувшихся лесосек, в лесу строили гаражи. Это, как вы понимаете, стационарные помещения, которые использовались не только для ремонтов, но и для стоянки техники.
Гаражи были подземные, которые устанавливали следующим образом. Заблаговременно в летний период под гараж искали обрыв либо склон холма. Затем бульдозером рыли траншею, а для опоров на дне выкапывали ямы. При этом учитывали то, что грунт обязательно должен был быть сухим, а место без приближения грунтовых вод.
Форма гаражей имела вытянутую структуру. Тракторы ставились в один либо в два ряда. Гаражи отапливались кирпичными печками, или сваривались из металла. Под печами предусматривалось место для подогрева масла и воды. Освещение данного гаража производилось от переносной электростанции на базе двигателя бензопилы «Дружба».
Следует заметить, что «срок жизни» подобного гаража – всего 3 года. Однако строительство гаража оправдывалось с лихвой при условии, что запас хлыстов на 1 га составлял не менее 300м³. Но для севера такой запас на лесосеке был нормой. Кроме этого пробег трактора при подобной картине заготовки должен был быть не более 3 км на 3-ем году работы. Годовой объем на мастерском участке – 100.000м³.
Также представляю вам конструкцию переносного гаража-профилактория, который собирался из 20-ти фанерных листов. Крепеж гаража – металлические планки и угольники, соединяемых болтами. Размеры гаража: 6000×3380×2700мм. Гараж собирался всего двумя рабочими за 5 часов, а разбирается – за 3 часа.
Эта была информация вахтовые домики, столовые, перевозки лесорубов, ТО машины, заправщики, водомаслогрееки.
Дополнительный источник информации – Подготовительные и вспомогательные работы на лесосеке (брошюра 1974 года).
Водогрейка похожа на аппарат для самогоноварения)))!
Достояние советской эпохи *PARDON*
Доброго. Добавлю, разговаривал с водителем, который в советское время отсыпал площадки под нефтяные вышки, под Уренгоем, так у них были какие-то «палатки», в которые легко заезжали Ураганы-краны для замены двигателя. Ставили ее, туда тепловую пушку и через час-два тепло при этом на улице -40. Не знаю, чему удивляться, палаткам, размерам с квартиру или пушки, в несколько десятков кВт.