Сделаем передышку по теме незаконных рубок и рассмотрим вопросы лесозаготовительной техники, поговорим о лесных комплексах (харвестеры, форвардеры) и о скиддерах. Думаю, что у некоторых читателей блога есть заинтересованность к подобной теме лесные лесозаготовительные комплексы.
Вопросы в отношении обновления лесозаготовительных техники в организациях назревают давно и крайне болезненно. Мелкие лесопромышленники, «оставшиеся в живых» лесхозы, небольшие арендаторы даже не предпринимают возможности приобретать новую технику для заготовки леса. Во многом отпадает целесообразность покупать лесные комплексы, новые трактора и модели инновационных разработок лесозаготовителями по объективным причинам: краткосрочная аренда, скудная бесперспективная сырьевая база, нестабильный рынок. В отношении импортной техники для нелесных регионов и мелких организаций вопрос не рассматривается из-за дороговизны моделей и запчастей к ним. И даже приобретение новой отечественной лесозаготовительной техники организациями не предпринимается, утопически следуя старой проверенной, но как им кажется стабильной схеме – «латать и клеить, пока живет, а там, посмотрим!»
Страдают как сами трактористы, так и остальные члены комплексных бригад. Порой ремонты во время заготовки леса на лесосеках занимают больше времени, чем сам рабочий лесозаготовительный процесс. Все это отражается на нервах и низкой зарплатой лесорубов. Да и сами работодатели теряют внушительные суммы на этих самых ремонтах, регулярно приобретая запчасти, которые к слову сказать еще и контрафактные. Покупать новую отечественную технику, в частности, тракторы-трелевочники, многие мелкие заготовители не хотят, в силу природной русской убежденности, что «тракторист, Иван, убьет и этот новый трактор» и все вернется на «круги своя» – «латать и клеить».
Приобретать современные модели лесозаготовительной техники импортного производства – лесные комплексы – харвестеры и форвардеры, а также скиддеры многие бизнесмены опасаются из-за отсутствия собственного опыта: есть опасения, что использование на горных и болотистых лесных участках данный вид техники не оправдает. Не видят предприниматели целесообразности привлекать заготовительные комплексы на малых площадях лесосек и скромных расчетных лесосеках ввиду их нерентабельности. Что касается отечественных аналогов лесозаготовительных комплексов типа харвестеров, которые манят доступной стоимостью, то большинство специалистов сходятся в едином скептическом настроении и недоверии к качеству нашего «автопрома» и надежности к разработкам государств-соседей, имеется ввиду Белорусских производителей. Возможно и зря. Тем не менее каждый брэнд должен себя оправдать и завоевать рынок качеством, ценой, доступностью, инновациями, простотой. В этом уже преуспели ведущие экономически развитые страны. Наши инженеры, если и смогут разработать, и создать в перспективном будущем равноценные аналоги, то конкурировать на рынке мы сможет лишь с развитием брэнда, а на это уйдут годы и даже десятилетия. Хотя для внутреннего рынка такие возможности более ранние и, я думаю, основным креативным предлогом для реализации продукции может стать существенно низкая стоимость «товара» – техники, по сравнению с зарубежными моделями.
Вспомним, что у нас применялись (да и применяются) технологии хлыстовых и сортиментных лесозаготовок. Дискуссии на данную тему затихают и разгораются вновь: что же лучше – хлыстовая заготовка или сортиментная? Однако эту проблематику искореняет более современная и развивающая технология заготовки леса, которая сочетает в себе основные преимущества предыдущих видов. Это лесозаготовительные комплексы харвестеры и форвардеры, а также новейшие валочно-пакетирующие машины, трелёвщики.
Сочетания, в комплексах, связок машин, позволяют экономить на топливе, рабочем времени, сокращать операционные технические процессы. Отпадают вопросы в точности и введении подсчета продукции, в их контроле. Повышается общая производительность. Однако, содержать подобную технику и обеспечивать запчастями экономически не сполна оправдывается. Не стоит забывать, что оплата труда, коей является зарплата операторов лесных комплексов, также высока и затратна для непосредственного владельца техники. Тем не менее, в общем итоге, применение и использование этой спецтехники в заготовке леса оправдывается и имеет все шансы роста в нашей стране.
Сегодня уже мало кого удивишь харвестерами и форвардерами. Их применение становится повсеместным не только на обширных расчетных лесосеках, но и со средним запасом. На них мы не будем зацикливаться в этой статье. А вот о скиддерах поговорим более подробно, так как пока использование подобной техники в нашей стране является редким исключением, но перспективным.
Что такое скиддер в лесных лесозаготовительных комплексах
Что такое скиддер? Это трелевочный трактор. Он может быть гусеничным и колесным, в зависимости от классификации. Наши ТДТ-55 и ТТ4, а также их «собратья» старших и младших поколений также являются скиддерами. Скиддеры могут быть как чокерные, так и безчокерные (с челюстным грейфером).
Основные операции скиддера состоят в сборе и доставке хлыстов или деревьев на конечный пункт разделки, или погрузки, то есть к последующей операции. От лесных комплексов («Хорьков» и «Фордов»), которые являются лесными комбайнами, обычные скиддеры отличаются более узкой профильностью – «доставил и бросил»! Скиддеры могут работать в паре с валочно-пакетирующей машиной, а также с лесорубами – вальщиками леса.
Однако в современном лесном мире термин «скиддер» все больше воспринимается уже не просто трелёвочником узкопрофильного специализированного направления с ограниченным арсеналом операций, а многофункциональным видом. Оснастка и компоновка некоторых видов скиддеров вызывает восхищение и позитивные заключения о работе трактора. Именно о таких новейших колесных скиддерах импортного производства мы и продолжим дальнейшее повествование.
Современные лесные лесозаготовительные комплексы скиддер в нашей стране
Современный скиддер, достаточно дорогое «удовольствие» даже для состоятельных бизнесменов лесной отрасли. Этот вид лесозаготовительной техники может сочетать в себе элементы харвестера, форвардера и валочно-трелёвочной машины. Таким образом подобная техника совмещает в себе целый парк.
В нашей стране работают единичные модели вышеупомянутых инновационных скиддеров. В частности в Красноярском крае лесозаготовители закупили немецкие скиддеры фирмы NOE. Это скиддеры NOE NF210-6R и NF210-8R.
В чем состоит особенность этих скиддеров, например, отличающихся от других лесных комплексов?
Как я уже упоминал выше, в скиддерах, в частности 210 серии, присутствуют возможности харвестеров, форвардеров и валочно-трелёвочной машин. Ведь, что такое харвестер? Это комбайн, который способен выполнять не менее четырех операций – валку, обрубку сучьев, подтрелёвку, раскряжёвку и сортировку древесины. Скиддеры немецких моделей, линейки 210, обладают этими возможностями, так как оснащены харвестерным агрегатом Woody. Эта харвестерная головка способна одновременно выполнять три задачи: валку, раскряжёвку и погрузку.
Также скиддер может работать форвардером, при закреплении к нему соответствующей тележки грузоподъемностью до 253. Что касается валочно-трелевочной машины, функции которой состоят в валке и трелевке, то скиддер способен выполнять и эти операции, в частности, самостоятельно трелевать древесину, как обычный трелевочник.
Таким образом, сочетая в себе возможности других лесных комплексов, скиддеры NOE NF210-6R и NF210-8R могут работать как на хлыстовой, так и сортиментной заготовках!
В особенностях инженерных внедрений в скиддерах установлены гидростатические трансмиссии. В отдельных марках тракторов этой немецкой фирмы использованы одновременно два гидростатических мотора, которые позволяют достигать скорости на дорогах общего пользования до 40 км/ч. Безусловно, скиддеры полноприводные, выпускаются с различным количеством колес: 4,6,8 (крайние 4 колеса всегда поворотные).
Рама скиддера может быть нескладываемая, а может быть выполнена шарнирно-сочленённом исполнении (переламывающая).
Наличие двух лебедок позволяет удерживать груз тоннажем от 8 до 16. Причем функционировать лебедки могут как по раздельности, так и одновременно при помощи радиоуправляемого пульта сразу с двух стволов.
В кабине скиддера, для оператора, предусмотрено полноповоротное кресло. Оператору удобно работать манипулятором, когда он целится на захват пачки древесины. Это очень удобно при работе с манипулятором при наведении захвата на пачку.
Что касается электроники, то в скиддерах NOE установлен один модуль. Он управляет гидростатической трансмиссией и самим двигателем сразу в одно время. Разумеется, есть монитор, компактного размера, который показывает данные основных приборов, температуру и давление. Изображения заднего вида также отображаются в мониторе. Особенность электрической системы заключается в её простоте – реле, разъемы, предохранители собраны в одной колодке, которая располагается под задним стеклом.
Более подробную техническую информацию не трудно найти на официальных сайтах.
На этом я заканчиваю пост о лесных заготовительных комплексах, надеюсь на ваши рассуждения по данной теме.
Не забывайте подписаться на обновления блога – рассылку статей и ставить лайки на соответствующих кнопках сайта.