В предыдущей статье мы узнали, где в нашей стране размещены лесные ресурсы – тонкомер и кубатура. Этот пост будет посвящен размещение лесной промышленности в нашей стране. Более доходчиво это звучит так: регионы, где в той или иной степени проводится лесозаготовка и лесопереработка.
Так, где же у нас в стране сосредоточены основные пункты лесозаготовки?
Начнем с того, что размещение лесной промышленности целесообразно организовывать там, где есть сырьевая база. И это понятно. Развитие заготовки леса недопустимо без объема лесных ресурсов. Исходя из этого, мы делаем простой и разумный вывод – наличие сырьевой базы предопределяет размещение лесозаготовительных предприятий. Организация заготовки леса проводится исходя из объема «расчетки» (расчетной лесосеки). Именно «расчетка» – это допустимая величина объема рубок.
Тому, кто не знает или недопонимает, что такое расчетная лесосека, обязательно разъясню это понятие. Для начала процитирую:
«Расчетная лесосека – максимально целесообразный объем рубки леса в течение года с учетом породного и возрастного состава лесов, необходимости их восстановления и т.п.»
То есть, если вы работаете (рубите лес) у арендатора леса, то должны знать, что количество делянок предопределяется объемом кубов расчетной лесосеки сроком на один год. Например, если у арендатора «расчетка» имеет объем 30000м³, то он распределит (отведет) эту кубатуру по лесосекам. Размеры делянок зависят от площади эксплуатируемых выделов, характера насаждений, подъездов, характера местности и рельефа. Так же следует знать, что общая расчетная лесосека подразделяется на определенный годовой объем по породам леса. То есть, приведенная мной 30000м³ «расчетка» складывается из конкретного объема хвойных насаждений и лиственных. Кроме этого учитывается и вид рубки: сплошная, выборочная. Также в «расчетку» входят рубки ухода (проходные, прореживание), которые тоже подразделяются на хвойные и лиственные.
Например: сплошная рубка – 10000м³ хвойная база;
– 16000м³ лиственная база.
выборочная рубка – 2400м³ лиственная база;
– 1000м³ хвойная база.
рубки ухода – 500м³ лиственная база;
рубки ухода – 100м³ хвойная база.
ИТОГО: 30000м³.
Не будем зацикливаться на этом (это другая тема) и продолжим говорить о размещении лесной промышленности.
Как я уже говорил выше, именно «расчетка» – это допустимая величина объема рубок. Тем не менее, размещение лесозаготовок хоть и зависит от размещения сырьевой базы, существуют и другие факторы. Пункты лесозаготовок не совпадают с размещением лесных ресурсов. Вы со мной согласитесь, что лес в стране рубят неравномерно. В центральной России его выкосили в огромнейших объемах в отличие от окраин страны и восточной части.
В середине 70-тых годов в малолесных районах страны приходилось 4% объема сырья, а вырубалось около 25%. В то же время в Восточной Сибири лесной потенциал составлял свыше 25%, а объем заготовки леса составлял в пределах 18%.
В наше время цифры подросли, но соотношение рубок практически не изменилось. Расчетная лесосека в регионах европейской части страны, как перерубалась, так и перерубается. Среди населенных пунктов всё, нахрен, «высекли». Не соблюдая (или нарушая) сроки примыкания, воруя, мы повредили свой лес и расплодили насекомых-вредителей. Экспериментируя в середине 2000-ых годах с лесным кодексом, законодатели «наколдовали» невесть-что! В настоящее время вроде бы начали приводить лесное хозяйство в порядок, но не поздновато ли?
Переруб хвойных насаждений наблюдался явно из десятилетия в десятилетия, а лиственную базу не дорубали всегда. Правда, в последние десятилетие предприниматели принялись и за «листву», подросла и закупочная цена на лиственную породу. Лесорубам заготовлять её легче, нежели хвою.
На закате СССР планировалось перебазировать лесозаготовки в многолесные регионы Дальнего Востока и Сибири, В Томскую область, Тюмень, республику КОМИ. Этим хотели снять «нагрузку» с европейской части страны, сократить перерубы «расчетки». Хотели, но перехотели. В итоге изменили лесной кодекс и продолжили «бить центр».
Если бы планы были осуществимы, то в многолесных регионах страны интенсивно развивалось бы производство промышленной переработки древесного сырья. Это работа лесопильных цехов, фанерное производство, «гнали» бы бумагу и целлюлозу, ДВП и ДСП (в то время очень востребованная продукция).
Подумайте сами, это бы в разы повысило эффективность размещения лесной отрасли и существенно сократило перевозки необработанного «кругляка» на огромные расстояния.
Что касается европейской части нашей страны, то, ни о каком росте лесозаготовок не может быть и речи, в частности хвойной базы! Предельный размер «расчетки» уже давно достиг своего минимума. Лесозаготовителей спасает востребованность лиственного сырья, где освоение «листвы» в прежние десятилетия не осуществлялось. Что касается азиатско-российских регионов, то и здесь площади неплохо «выкашиваются» в основном вблизи индустриальных центров, населенных пунктов. Есть масштабные площади леса, но они горят лесными пожарами и не осваиваются. Хотя расчетная лесосека этих регионов позволяет наращивать темпы по заготовке леса.
Давайте подведем итог этой «мрачной» статьи.
Мы имеем вырубленную европейскую часть страны и многолесные площади в азиатской части России. Основная масса капиталовложений сосредоточена в центральных областях и большинство лесорубов, ставшие неудел в разорившихся леспромхозах, пытаются найти работу, перемещаясь из регионов в регионы центральной части. В «центрах» крутятся мелкие предприниматели-мошенники, наживаясь на крохотных лесных арендных участках. Попадают лесорубы к работодателю все равно на жалкие недорубы. В итоге все это заканчивается плачевно.
В «восточной стороне» матушки-России конкуренции в лесном бизнесе мало, экспорта меньше. Здесь ютятся более крупные предприниматели, «вырезая на корню» мелких приезжих «соплеменников». Лес крупный и он есть, но расценка лесорубам среднестатистическая по стране и повышаться она не будет. Особого спроса на наращивание объемов леса нет. Освоение новых лесных площадей не рентабельно. Лесное хозяйство лучше сохраняет «свои корни», однако и «черных лесорубов» здесь больше (так как «Кремль» дальше).
Из статьи вы узнали про размещение лесной промышленности. Оно неоднородно. Лесорубов по стране хватает везде, заработать можно, но только на «хлеб». Возможно, я не прав, поэтому комментируйте и будем разбираться вместе.
В Московской, Тверской, Калужской областях древесина лиственных пород «пользуется спросом»:
Дуб(сухой) — на дрова
Береза — на дрова
Осина, ольха и проч. — в костёр, прямо на делянке.
Штабелированный лес вырубленный под ЛЭП годами гниет там же.
Да, дисбаланс, а таокв он, лесной кодекс, согласно ему лесные дороги строит государство, хоть кто-нибудь из тех, кто читает этот блог или их знакомых, знакомых — знакомых может вспомнить, чтобы гос-во хоть рубль вложило в дороги, а участник вкладывать не будет и причин тому несколько. Первая-я сейчас вложу, участок аренды будет досягаем, а завтра аренду отнимут, а ведь отнимут, если заинтересовать чиновника будет (я слышал, что где-то есть продажные чиновники, в нашей отрасли не такие). Второе — смылсл укладываться, увеличивать себестоимость, когда можно пилить нарушая сроки примыкания, ОЗУ и т.д. Третье — любое строительство дороги можно штрафовать, от нарушения мелиорации до использования неправильных материалов. Ну, вывезли мы к грунтовые, а дальше? РЖД ветку ещё не протянуло, и не протянет, денег нет, у Якунина убытки из-за электричек и обида, что обязали опубликовать свой доход, что делать, опять самому тянуть? Перерабатывать на месте — не выгодно, для отечественных переработчиков электричество от 7 рублей, а в Китай родное отечество продаёт по 41 копейке. Вот и получается, что лесные ресурсы есть только для пожаров используются.
Выступали 16 вальщиков, победитель получил приз
бензопилу Хускварну 372-ю. А мы живем ничего не знаем о празднике областного масштаба.
Действительно, проходили соревнования и участвовали лесничие…Подобные соревнования проходят ежегодно и традиционно побеждает «хозяин» (местного административного центра) приема. Это не совсем честно. Объясню: например задания по таксации проходят в местном лесном участке, где местный участник соревнования может заранее до конкурса «срисовать» данные из таксационного описания. А другие участники будут определять таксацию сами. Результаты в последующих подобных этапах в соревновании также известны местному «игроку» и «все карты» у него в руках.
Более правильнее было-бы, когда местный участник выступал «вне-конкурса».
Ну это нормально для России, что-то сродни выборам.
Тут я все могу успокоиться с сухостоуными и мёртвыми деревьями. Наткнулся на интересную тему, оказывается в Белоруссии с 2009 годы идёт проект, согласно которому в малодосягаемых районах республики строят мини-котельные на щепе, и эти ТЭЦ записаны в общую систему энергоснабжения, производительность — 30-40 МВт, много это или мало, я мало представляю, вот только знаю, что 28 тонн (фура) леса заменяют по тепловыделение 4 тонн мазута. Их президент заказал в Белстате проект, они описали, что большинство леса растёт в болотах, поэтому деловую растить радости мало и нерентабельно. Через 4 года, в 2013 году запретили полностью экспорт леса, а программа по выработки электричества продолжалась, это не у нас, там люди работают, а не болтают, привело это к тому, что сейчас у них не хватает сырья! В России, только официально, остаётся в лесу 40% спиленного леса, а в Белоруссии не хватает! Сейчас проходит ещё программа, несколько тыс. га засадили чёрной ольхой, которая растёт не более 25 лет, т.е. её спилят через 20, т.е. у нас лес растёт 100-110 лет, при этом что вырастает? А они, Белорусы, за это время снимут 4-5 урожаев снимут. Забыл. Согласно Кеотскому договору им ещё немножко евриков просто так прилипает, за то, что не используют ископаемые, а золу, которая образуется вывозят на поля. Вот это я понимаю, хозяйственник!
Доброго. Может не по теме, но крик душу. Дело такое. Пошла такая тенденция, я сейчас перерарабатываю в основном берёзу, хочу купить, любая форма оплаты, даже наличкой водителю после отгрузки. Открываю инет, об’явления море, и так все расписано, привезем, разгрузим, хоть в праздник, хоть в выходной, лес отборный, цена такая-та. Звоню, ответ, а за сколько возьмёшь? Как так-то? Я покупатель, а не продавец, ты скажи, за сколько продать, а не я, за сколько возьму. И пропадает продавец. Я другому, типа об’явление Ваше, моё, привезешь — привёзу, только ты, в смысле я, оплати и договорись с хозяином леса, договорись с Уралом, чтобы из леса вытащил, и это, с разгрузкой договорись, а я потом приеду и привезу!
Я наличкой плачу, какие договорись, зачем об’явление то давать, типа все включено. Ещё товарищ был, типа привезу, все честно, звоню из разговора понимаю, что так-то он кирпич возит, но может и лес, только сейчас на кирпич много заказов, вот отвожу его и начну лес таскать, сейчас просто клиентов набиваю! Какие клиенты, кто так согласится с ним работать. Был ещё КАМАЗик, типа, эээ брат, все важю, привязю что нужно, 70 руб. км, я думаю, как и у фур, нормально. Из разговора понимаю, что татарин его берёт одну кассету, т.е. 15-17 м3, т.к.180 лошадей, а расценки его, как для 2 кассет. Я уже не описывают сказочником, которые на Камазах таскают минимум 40 м3 берёзы, с такими сразу не разговариваю. Были и те, которые сами придумывают коэффициент, может доходить до 0,7. Был и такой, который включает об’ем, который манипулятор занимает в кассете, он его вкл. в об’емы кубатуры.
Такая тенденция в последний год, это что, кризис? Были у меня два поставщика, только с таким евро им выгоднее свои хорьки у забора держать, чем ими лес валить. Может я как-то не так покупаю, вроде все честно. Мне нужна берёза, а не пиловочник, цена играет не первоочередной момент, главное честный об’ем и отсутствие гнили. Все не знают, куда листву девать, а тут дефицит. У нас кого как в кризис продажи?