Тему сегодняшней статьи утилизация порубочных остатков поднял один из читателей блога. Действительно, проблема актуальна и является головной болью для лесозаготовителей, лесорубов, да и для самого лесного хозяйства в целом. Разумеется, существуют профессиональные мульчеры, которые дробят порубочные остатки и упаковывают их в специальные кипы, которые в дальнейшем вывозятся для утилизации. Но всем ли (и везде ли) они доступны?
Человек написал мне о некой задумке по переработке порубочных остатков. Он имеет техническое образование, но мало осведомлен про лесозаготовку. Тем не менее, мне нравится его ход мыслей, направление, которое он выбрал для благого дела. Уверен, что найдется немало скептиков и будет присутствовать некая ирония среди «лесной братии» относительно этой задумки, будет усматриваться материальная выгода. Однако, я считаю, что дело это благородное не только относительно экологических моментов, но и относительно энергозатрат трудящихся. Предлагаю подключиться к обсуждению данной темы.
Ниже я опубликую это письмо, где человек просит советов, его волнуют многие вопросы, относящиеся к утилизации/переработке порубочных остатков. Также я озвучу свой ответ, где выражу свои предположения в препятствии данной задумки и свое виденье темы по утилизации порубочных остатков.
Про утилизацию порубочных остатков
(письмо)
Очень много дебатов в настоящее время о загрязнении и захламлении природы, в том числе лесов и поселков, в лесозаготовительных районах страны. Лесозаготовителям и лесопереработчикам, как представляю из имеющейся информации в СМИ, сложно заниматься правильной утилизацией ввиду высоких дополнительных расходов на единицу выпускаемой конечной продукции. Только крупные и некоторые отдельные мелкие могут это осуществлять и только в местах переработки леса. Решил избавить их от дополнительных затрат и заняться благим делом для экологии, для лесопереработчика и для себя: хочу перерабатывать эти отходы непосредственно в местах их образования - на лесосеках и рядом с лесоперерабатывающими предприятиями. Хочу получать щепу и переугливать ее. Идея такова: разместить свое оборудование или вблизи лесосеки, если объемы отходов будут достаточны, или равноудаленно между лесосекой и лесопереработкой.
Отношения с лесоперерабатывающими предприятиями для меня более-менее понятны (как разместиться со своим оборудованием, какое сырье в виде отходов я буду получать), а вот с лесозаготовителями - полная «терра инкогнито».
Для меня сырье – это любые древесные отходы, а их мне нужно очень много - 6 000 плотных кубов в месяц. Понимая, что у большинства лесопереработчиков даже в одном районе я вряд ли найду столько, хочу понять, смогу ли получить достаточное количество с лесосек.
Прошу проконсультировать:
- сколько кубов порубочных остатков и прочей древесины я могу «получать» со среднестатистической лесосеки в сутки или месяц?
- В какие месяцы путь в лес закрыт?
- Какие расстояния по лесосеке мне придется преодолевать, чтобы собирать порубочные остатки (я предполагаю закупить два Белоруса с тележками, оборудованными манипуляторами)?
- Возможно ли получить у лесозаготовителя площадку размером 100 х 60м для размещения своего оборудования (в нормативах по лесозаготовке прочел, что площадь под вспомогательные операции в лесу ограничена) или для этого нужно обращаться в лесхоз?
Ездил перед Новым годом в Рязанскую область для поверхностного ознакомления с лесозаготовкой, но не удалось: световой день короткий, поэтому лесозаготовитель смог показать только промежуточный склад (не в лесу, но и не в поселке), куда они привозили напиленное из леса. До деляны не добрался, чтобы воочию для себя представить масштабы. У него годовой объем заготовки 84 000 кубометров лиственных пород. Готов мне продавать отходы и балансы, но у меня экономика не сойдется. Нужно только дармовое сырье. Рассматриваю для дела все районы и области нашей Родины.
Коллега изобрел уникальную установку по переугливанию древесины, изготавливает и продает их. Установка компактная и мобильная (но тяжелая)), 14 тонн), а выдает древесноугольной продукции в разы больше аналогичных по размеру.
Если Вас не затруднит, дайте, пожалуйста, комментарии.
О препятствиях по утилизации
(ответ)
Очень интересная у Вас затея. Дело благое и интересное. Я как раз по своей сути всю жизнь занимаюсь лесозаготовкой (работал лесорубом, сейчас руковожу лесозаготовительными бригадами в качестве мастера леса). Но как воплотить Вашу идею в реальность? Это очень большой вопрос и трудноразрешимый!
Во-первых, как Вы сможете разместить Ваше оборудование вблизи лесосеки или равноудаленно между лесосекой и лесопереработкой. На землях лесфонда Вам не позволят размещать оборудование – действующее лесное законодательство это не допускает (размещение лесных ресурсов, противопожарная ситуация, места вырубок – воспроизводство лесов и т.п.). За пределами лесфонда располагаются земли сельхозназначения, сельской и городской администрации. Ну и чем дальше от леса, тем экономически не выгодно. Сами подрядчики (лесозаготовители) будут приветствовать Ваше решение, а вот владельцы леса (арендаторы) очень рискуют. Хотя арендаторы тоже заинтересованы в избавлении лесосек от лесного хлама, потому что затрачивают немалые средства на приборку лесосек и на штрафные санкции от некачественной приборки или её отсутствия. Немало арендаторов леса сами (без подрядчиков) занимаются непосредственной лесозаготовкой, и они будут более заинтересованы Вашим предложением, но при этом будут учитывать риски. Дело в том, что их могут лишить аренды лесов, при серьезном нарушении лесного законодательства. Например, бывает так, что лесозаготовитель временно располагает вырубленный лес (первые вырубленные деревья) не в том месте, где указанно в технологической карте (за пределами лесосеки) и это расценивается как самовольный захват земель – штраф до 200000р. Но штрафы можно заплатить любые, а вот лишится аренды (по сути своего бизнеса) – это катастрофа.
За что лишают аренды лесов?
За систематические нарушения договора аренды и ПОЛа (проект освоения лесов – в его основе лежит действующий лесной кодекс), несвоевременные внесения попённой платы. У каждого арендатора свой ПОЛ и обязанности могут быть немного разными.
Если говорить про отношения с лесозаготовителями, то, уверен, что можно найти адекватных партнеров, которые согласятся отдавать Вам лесные отходы безвозмездно. Для этого необходимо разместить рекламу, об оказывании услуг по очистке лесосек. Когда «клиент» отзовется – обсудить все вопросы. Но даже в этом случае для Вас это обернется очень затратно и невыгодно.
Дело в том, что лесозаготовка в России ведется в основном зимой. При этом существует немало вариантов операций по очистке деревьев от сучьев. То, что прописано в наставлениях, далеко не всегда исполняется в действительности. Некоторые лесорубочные бригады (ручники), обрубают деревья непосредственно на пасеках и волоках (в местах повала деревьев) и затем трелюют стволы на склады (а сучья остаются на земле). Позже лесорубы собирают эти сучья на волоки (коридоры) либо в валы, либо в кучи для сжигания.
Другие лесорубы трелюют поваленные деревья целиком на специальные площадки, где производят очистку деревьев от сучьев. Здесь складируемые порубочные либо отгружают и вывозят, либо сжигают.
Что касается ЛЗК (лесозаготовительных комплексов), то, по сути, здесь то же самое. Правда, опытные операторы складывают порубочные остатки под гусянки/колеса скиддера, тем самым изготовляя себе проезжую часть.
Те порубочные остатки, которые остаются на лесосеке (а не вывозятся на склад) необходимо убирать ежедневно, в противном случае они вмерзают в снегу и добыть их вручную уже невозможно до весенне-летней оттайки. Как Вы собираетесь забирать порубочные остатки во время работы лесозаготовителей? Серьезные организации не допустят вас на действующую лесосеку по ТБ (технике безопасности). А после освоения лесосеки многие порубочные остатки будут вмерзнуты или завалены снегом (зимний период).
Вы пишите про Беларусы с установкой. Все внушительные объемы леса производятся в северных районах страны, где почвы подзолисты и дерновоподзолистые – это сырые почвы. Даже зимой трелевочные тракторы тонут по самую кабину в грязи. Вы заинтересованы в больших объемах сырья, а это огромные площади лесосек, где как раз вся территория размешана грязью с водой. Благоприятное время – морозы, которые устанавливаются с ноября по апрель (северные районы). Также лучший вариант для сбора порубочных – освоение лесосек ЛЗК (харвестерами с форвардерами, а также скиддеры). Но – колесный вариант этих самых ЛЗК. Отсюда следует, что Вам будет крайне тяжело добывать порубочные остатки своими колесными машинами.
Про размеры лесосек. Они могут быть разными: грубо говоря, от 1 га до 50 га. Это зависит от размеров таксационных выделов, спелости леса, категории защитности, целостности выдела (места ветровалов, болот), годовой расчетной лесосеки, которая подразделяется на хвойное и лиственное хозяйство. Зависит и от лесника, который определяет размер лесосеки. В южных районах страны предельные размеры могут быть меньше. По ширине лесосеки достигают 500 метров, по длине – до 1000м (опять же зависит от регионов). Средним считается лес с запасом 200м³ на 1 га. Таким образом, если лесосека 50 га, то там 10000м³. Ручная комплексная бригада (6 человек), будут рубить такую лесосеку от 6 месяцев до 10 месяцев – все зависит от погоды, состояния техники и квалификации работников. А вот ЛЗК смогут вырубить такую лесосеку за 4 месяца (1 комплекс). Соответственно чем больше комплексов, тем быстрее осваивается лесосека. Опять же зависит от погоды, местности, почвенных характеристик, квалификации операторов. Объем древесных отходов может быть разный, все зависит от леса – хвойный лес или лиственный, тонкий или крупный, гнилой или целый и т.п. Мне трудно Вам сказать, сколько будет неликвидной древесины на лесосеке – это определяется индивидуально при перечете делянки и её отводе. Но думаю, что Вам не набрать запрашиваемый объем с лесосеки 50 га, либо сам лесозаготовитель прогорит на такой деляне.
В какие месяцы путь в лес закрыт?
Лес рубится круглогодично. Все зависит от погоды. Разумеется, в распутицу никто не рубит. Как правило, лесорубы «отдыхают» с апреля до середины июня и с октября по декабрь, но это относительно – все зависит от доступности к лесу. Лесосечные работы и другие мероприятия запрещены в пожароопасный период – тогда въезд в лес запрещен для всех.
Какие расстояния по лесосеке Вам придется преодолевать, чтобы собирать порубочные остатки?
Все зависит от размеров лесосеки и от технологии рубки. У лесорубов есть документ – технологическая карта, где указывается направление волоков (коридоров), магистралей (основные коридоры) и погрузочные площадки. Тут же указывается количество волоков, схематично показано направление, где можно определить расстояние этих самых коридоров. По своей сути эти волока являются дорогами, по которым лесорубы трелюют (таскают) лес. Технологическая карта изображается в масштабе, но у некоторых лесозаготовителей она искажена (низкая квалификация специалистов лесного хозяйства). Размеры пасек могут быть разными, но, как правило, это среднепасечные размеры – до 25 метров. То есть между пасеками (от волока до волока/от дороги до дороги) 25 метров. Сам волок (дорога) в ширину имеет размеры от 3 до 4 метров, магистраль до 5 метров. По протяженности волока разные от 30 метров до 400 метров (но это относительно). Магистральные волоки намного длиннее – свыше 1 км (если по диагонали делянки).
Про размеры погрузочных площадок. Каждая лесосека по лесному кодексу подразумевает лесовосстановление. Многое зависит от таксационных показателей на выделе. Если на выделе есть подрост, то он подлежит сохранению под определенный процент (вычитаются волока и площадки). Общая площадь площадок не должна превышать 0,3 га (сплошные рубки) на лесосеках до 10 га. Лесосеки свыше 10 га могут иметь площадки до 5% от их площади. Но эти цифры могут варьироваться в зависимости от регионов. На выборочных рубках и рубках ухода размеры еще ниже.
Если подроста на лесосеке недостаточно, то там планируется посадка культур. Либо лесосека имеет заболоченность, где подрост отсутствует. В этом случае лесосека идет под естественное заращивание. В этих случаях я думаю, Вы сможете попытаться договориться о дополнительных площадках.
Не считайте меня суперспециалистом, ведь я тоже не все знаю. Обдумайте все сами, посоветуйтесь с лесозаготовителями в разных регионах, с предпринимателями.
К читателям блога Лесоруб
Друзья, предлагаю подключиться к данной теме утилизация порубочных остатков. Возможно, у кого-то есть свои идеи, кто-то опровергнет мои опасения и утверждения, а у кого-то есть подобные разработки и мысли относительно этой темы. Может найдутся руководители лесозаготовительных организаций, которые заинтересованы в утилизации порубочных остатков со своих лесосек.
Выскажитесь по этому поводу. Кто-то сможет подкинуть идею, которой стоит заинтересоваться. Кто-то убедится, что данная реализация этого проекта вполне оправдана и реализуема.
Данный видеоролик демонстрирует установку, о которой шла речь в статье. УНП 300 (производительность по углю 300 тонн в месяц)
А фото этой уникальной установки будет? Интересно, как она выглядит и каковы её технические параметры?
Если нужна низкосортная осина,береза, и прочая рябина с черемухой, может проще готовить лес?? Не считая стоимости древесины на корню затраты будут только на валку и сразу же разделку хлыстов. Подвоз к месту переработки — в любом случае затраты на Белорус и телегу с манипулятором. Хоть отходы возить хоть сортимент.
6000куб в месяц это три бригады на трелевочниках (там где я проживаю) будут делать.
2 Белоруса не справятся.
200 кубов в сутки еще надо суметь переработать .
Лиственной низкосортной древесины у нас навалом по вырубам и гарям наросло.
6000 м³ – ликвида с балансом! А отходов сколько??? И на каком основании вырубается низкосортная древесина по «вырубам и гарям»? Это санитарные рубки или другие СОМ (Санитарно-оздоровительные мероприятия)?
Я имел в виду что у нас в советские времена большие площади вырубались леспромхозами, так же много было лесных пожаров. Теперь все это позаросло осиной и березняком. И если березу местные заготовители еще готовят для китайцев выбирая участки где деревья получше, то осина никому не нужна так как она почти вся низкосортная и годится только на дрова. Сегодня валил осину выбирая лучшие деревья и то половина лесовоза дровяной получилась.
Заводище! Как такую установку в лес тащить? Она там вместе с лесом сгорит! А среди болотистой местности такую установку не поставить, тока если зимой.
Масса 40-футового контейнера, в котором расположена установка, 14 тонн. Для его транспортировки нужен полуприцеп-контейнеровоз. Потребуется еще один бортовой автомобиль для транспортировки навесного оборудования. Факел сжигания пиролизного газа на видео не организован — опытная эксплуатация. Для исключения пожара существует несколько способов организации факела. На болоте, конечно, не установишь. Но, ведь, и стоянки ЛЗК (а у него масса, сопоставимая с установкой) также в болотах не организовывают.
Хорьки с Фордами это специализированная техника для лесозаготовок, их разрабатывали инженеры из-за бугра и десятилетиями модифицировали. Они сами для себя стоянки способны соорудить и эксплуатируются по уши в грязюке…
Такто установка интересная. Но её нада на периферии устанавливать – однозначно! Скока людей такую махину обслуживают? Что за уголь она производит? Для шашлыков что ли или для промышленности? Есть ли спрос на эту продукцию и наскока она ценна?
Мне проста интересно насколько она полезна ибудет ли востребована. Есть ли зарубежные аналоги?
Вот что пишут
Василию: для установки действительно нужна твердая поверхность, поэтому соглашусь с Вами, что ее нужно устанавливать где-то на периферии лесосеки. Если говорить про обслуживающий персонал, чтобы все соответствовало ТК РФ потребуется, минимум, восемь человека для круглосуточной работы по два человека в смену (УНП-Установка Непрерывного Пиролиза). Также нужен будет дизель-генератор и, минимум, один дизелист (мощность, потребляемая установкой, 18 кВт трехфазного напряжения).
ТО нужно проводить либо раз в месяц, останавливая установку на сутки-двое, либо раз в год с остановкой на 15 суток. Производит древесный уголь фракцией до 50 мм. Поэтому дополнением к установке для работы на лесосеке необходимо приобрести дробильную (рубительную) машину. Соответственно, в зависимости от мощности этой машины потребуется дополнительная электрическая мощность. И не забыть биг-бэги, в которые нужно будет ссыпать полученный порошок. Не в обиду, хочу напомнить, что для получения 300 тонн порошка потребуется эквивалент примерно 3000 плотных кубов древесины любого состава в месяц.
Полученный уголь применяется для изготовления древесноугольных брикетов (действительно, в основном, для шашлыка!). Если из порошка захотите делать брикеты, тогда понадобится еще некоторое количество дополнительного оборудования, связующего, воды и персонала. В России спрос на брикеты в достаточной мере пока еще не сформирован, но объемы продаж с каждым годом увеличиваются.
Если говорить о реализации собственно порошка, то компания-производитель оборудования готова выкупать углеродный порошок у лесозаготовителей, занимающихся его изготовлением. Если в одном регионе будет несколько таких лесозаготовителей, тогда им о реализации задумываться не придется — производитель оборудования выкупит всю продукцию по устраивающим обе стороны ценам. По габаритным размерам и принципу действия импортных аналогов не существует. Это, по сути, уникальная установка по соотношению габариты/производительность. Действующий образец работает у заказчика в Костромской области.