Весна набирает обороты, тает снег, земля оголяется и перед нами предстает огромная площадь сухой травы на её поверхности. Действия многих владельцев земельных участков, расположенных вблизи лесных древостоев предсказуемы, так как они происходят из года в год – это выжигание сухой травы или палы. В связи с этим возникает высокая напряженность возникновения лесных пожаров.
Тема лесных пожаров – головная боль на все времена. Сразу же вспоминается обстановка Сибири – Забайкальского края, где пронеслись «ураганные» лесные пожары, поглотив несопоставимые потери лесных ресурсов. Участник тушения этих пожаров, руководитель тушения крупных лесных пожаров был непосредственно читатель нашего блога Иван Соколов, который испытал все «прелести» данного мероприятия. Ликвидация лесных пожаров продолжалась в Иркутской области и прилегающих областях с середины апреля и до глубокой осени. Если глобальней затрагивать этот вопрос, то обстановка в Забайкальском крае с лесными пожарами усугубляется уже десятилетиями и «продвижек» в решении данной проблемы не наблюдается.
Контролируемые выжигания сухой травы
Поговорим сегодня про так называемые контролируемые выжигания сухой травы. Кто осуществляет этот контроль? Данной профилактикой обязана заниматься Государственная лесная служба на землях лесного фонда. Но насколько действенная эта работа, каковы возможности и средства для осуществления контроля и проведения травяных палов?
Проблема, связанная с выжиганием сухой травы, на сегодняшний день, как всегда остается в Забайкальском крае. Действительно, это огромные территории, которые контролировать «безумно» сложно. Тем не менее, Государственной лесной службой Забайкальского края были объявлены и проводятся профилактические контролируемые травяные палы на условных землях лесного фонда. Как правило, это земли бывших колхозов и совхозов, но относящихся сегодня к территории лесничеств. Составленный и одобренный план Забайкальского края предполагает каждый год проводить «контролируемые» выжигания сухой травы на площади в 34400 гектаров.
Как же выглядит обстановка с выжиганием сухой травы? На самом деле уже горят огромные расстояния в регионе. Это площади около 15-ти районов Забайкалья. По результатам космических снимков VIIRS, распространение палов показывает, что выжигание сухой травы является бесконтрольным, что существенно повышает риски к уходу огня на лесные массивы.
Что касается простых людей, не задействованных в рамках данного мероприятия, то наблюдая и анализируя действия государственных лесных служб, они как бы невольно становятся новоиспеченными участниками поджогов на своих земельных участках. А это, согласитесь, в разы увеличивает контингент поджигателей и добавляет площади неконтролируемых выжиганий сухой травы. В дальнейшем будет просто бессмысленно доказывать населению, что производить самовольные травяные палы крайне опасно, так как люди осознают, что выжигание сухой травы государственными организациями, происходят без соблюдения банальных мер безопасности и контроля. Кроме этого, можно без труда «затерять» свои «следы преступления» в площадях якобы контролирующих травяных палов, проводимых государственными организациями. А подобные выжигания и их последствия никто и никогда не привлекает к какой-либо ответственности.
Следует учесть факторы теплой безоблачной погоды, которая «устаканилась» над Забайкальем. При этом нередки наличия порывистого ветра. Все это благоволит к образованию очагов тления на особо опасных участках – торфяных залежах. Огромные лесные массивы сопровождаются валежником и валами порубочных остатков на лесосеках, что также грозит перерасти от продвижения травяных палов в огромные лесостепные пожары. Весеннее тление не угасает даже в холодную и сырую погоду, отличается «живучестью» на протяжении нескольких недель, пока не перерождается в лесной пожар. Самое распространенное заблуждение «выжигателей» состоит в том, что полагая на наличие в лесу снега, они исключают вероятность возникновение очага лесного пожара.
Согласитесь, что середина весны, а это месяц апрель, всегда становиться (в большинстве наших регионов) особо опасным периодом для возникновения лесных пожаров. Апрель открывает пожароопасный сезон. А для Сибири это уже стало традиционным. Вот и в этом году служба гидрометцентра указывает на сухую погоду в Забайкалье.
Посему можно смело предположить, что бесконтрольные выжигания сухой травы в Забайкальском крае, с высокой долей вероятности могут стать главной причиной лесопожарной катастрофы. Ведь подобная картина событий происходила как раз в это время в прошлом году. Но всем как всегда было пофиг. Не думаю, что у местной лесной службы Забайкалья уже есть достаточно времени, чтобы в полной мере держать под контролем ситуацию выжигания сухой травы. Ведь даже Рослесхоз не скрывает, что регион не в состоянии справляться с лесными пожарами в этом году. Служба Забайкалья не готова и не способна отразить возникновение лесных пожаров в весенне-летний период.
Проведение контролирующих выжиганий сухой травы
Как вообще должны проводиться контролируемые выжигания сухой травы? Исходя из регламента приказа лесного хозяйства, должны быть созданы защитные противопожарные полосы на местах проведения травяных палов. Как таковых (по большому счету) в службе Забайкалья не создано.
Кроме этого, существуют нормы площади для проведения выжигания сухой травы, и они составляют 0,4 га на человека в день (при благоприятной погоде). Согласно плану Забайкальского края, для безопасной работы необходимо привлечь к выжиганию травы от 7000 до 9000 человек, причем специально обученных к подобному мероприятию. Данного штата сотрудников никогда не было и нет в краевой службе.
Помимо норм площадей выжигания, существует и показатель скорости ветра для безопасного выжигания сухой травы. Так вот, скорость ветра не должна превышать 2-ух метров секунду. За время проведения травяных палов в Забайкалье был зафиксирован умеренный ветер на протяжении 2 суток, который, однако, имел порывы до 13 метров секунду.
Немаловажным условием проведения безопасного выжигания сухой травы, согласно регламенту, является и время проведения мероприятия. Здесь также имеются нарушения.
Выжигания сухой травы – преступление или необходимость?
А необходимы ли вообще контролируемые выжигания сухой травы? Что они действительно приносят – больше пользы или вреда?
На самом деле мнений и сторонников этого вопроса не учесть – показатели всегда меняются и разнятся.
«Управа» лесов, научные деятели леса являются сторонниками контролируемых выжиганий сухой травы. Они убеждены, что травяные палы (если они контролируемые) как безопасны, так и необходимы. Выжиганию сухой травы, сторонники палов, отводят роль как важнейшему противопожарному мероприятию. По их заявлению, выжигания травы позволяют в весенний период очистить территории от сухостойных и иных горючих материалов, непосредственно примыкающих к лесным участкам. Это предотвращает возникновение лесных пожаров к началу летнего периода.
Защитники природы имеют другое мнение на этот счёт. Они утверждают, что выжигания сухой травы на самом деле являются неконтролируемыми. Неоспоримым фактом, борцы за природу, называют катастрофическое сокращение штатов лесников. Другие причины – нарушение и не соблюдение требований и норм безопасности в приказе Федеральной службы лесного хозяйства. Именно неконтролируемые выжигания сухой травы палы стали основной причиной катастрофических, масштабных лесных пожаров в Забайкалье, в республике Хакасия и в регионах Байкала в прошедшем году.
Что делать, как быть?
На самом деле наше лесное законодательство предполагает мероприятия по выжиганию сухой травы. И оно происходит повсеместно в некоторых регионах России, причем успешно!
Чтобы избежать катастрофы – лесных пожаров, необходимо четко соблюдать все условия профилактического противопожарного мероприятия – выжигания сухой травы, они же палы.
Основное условие – создание грамотно выполненных минерализованных полос, а также противопожарных барьеров. Это мероприятие существует в проекте освоения лесов в каждом лесничестве, у каждого арендатора и владельца лесного фонда. Особых затрат минполосы не требуют, стоит лишь своевременно их обновлять и избегать захламленности в полосах. То же самое относится и к барьерам, которые препятствуют огню переходить с выжигаемых площадей на территорию лесфонда. Особо следует уделить внимание именно на грамотное создание минерализованных полос и барьеров, а они должны быть расположены на границах сельскохозяйственных земель и лесных насаждений.
Картина многим лесникам известна, когда стена огня, «выращенная» внушительной территорией травяного поля и набрав скорость со значительной дистанции, перебрасывает огненные снопы через естественные (и искусственные) препятствия на лесную подстилку, почвенный покров и древесные насаждения.
Но почему же трагические показатели больше всего обнаруживаются в Забайкалье? Неужели там справляются хуже, чем в других регионах страны? Неужели руководство и организация лесной охраны там хуже? Почему допускают палы?
Для начала смею предположить, что противопожарная организация (создание минполос и барьеров) в нашей стране на одинаково плохом уровне во всех регионах. Не хотелось бы обобщать, наверняка существуют переживающие и заботящие о своей аренде владельцы лесных участков, которые изыскивают средства и возможности для полноценной охраны и защиты лесов, чем радуют и местную лесную службу (лесничество). Но беспечность в нашем «люде» сохраняется на генетическом уровне и имеет большой перевес в сторону безразличных как руководителей, так и непосредственно исполняющих указания лиц.
На самом деле причина возгораний от выжигания сухой травы лесного фонда кроется в некоторых особенностях Забайкальского края, в частности Бурятии. Немногие учитывают (да и знают ли?), что протяженность границ лесного фонда, которые имеют непосредственно примыкание к сельскохозяйственным полям, имеют несколько сотен тысяч километров!!! Это немаловажный фактор. Именно спроектированные выжигания сухой травы на всей протяженности данных границ могло бы способствовать предотвращению возникновения лесных пожаров. Но искоренить данную проблему в настоящее время не представляется возможным. Нет, и не будет полноценного финансирования, для осуществления искусственных преград и контроля на таком расстоянии и площади. Если какие-то средства и выделяются, то по каким-то причинам значительная часть идет не на целевые расходы. Нет обученных сотрудников, так как новый лесной кодекс значительно сократил штат лесников. Нет соответствующей техники в необходимом количестве, отсутствует должная пропаганда среди населения, отсутствуют оповещения (сопутствующие факторы).
Возможно, многие читатели блога придут к следующему умозаключению: – «не надо в таком случае проводить бесконтрольные выжигания сухой травы в этом Забайкалье»!
Что ж, возможно! Но в таком случае прошу вас предложить рациональное решение проблемы выжигания сухой травы в Забайкалье! палы - не должны быть допущены!
Дополнительный источник информации - http://forestforum.ru
Работаю участковым лесничим в Татарстане основная беда в сельхоз палы все поджигают ни кто не конралирует бывали случаи подьезжаеш мол так нельзя а они мы не поджигали сама разгорелось пожарная часть вообще их не контралирует. В роде хотели поджигание сухой травы запретить что насчет этого? Николай это было бы не плохой статьей. *CRAZY* *CRAZY*
Насчёт запрета – не знаю, конкретно сказать ничего не могу. Знаю лишь то, что гринписсовцы «лоббируют» подобный запрет на выжигание сухой травы…
Скажу честно, у нас на севере области нет подобных специальных выжиганий сухой травы на землях сельхозназначений, так как сельское хозяйство развито слабо. Так называемые «палы», возникают у нас в апреле-мае, во время застолий-пикников местного населения на природе в местах проталин. Это либо открытие кратковременного охотничьего сезона (10 дней – прилет птичек), майские праздники, или банально – дни рождения. Пока не поднялась «зелёнка» опасность возгораний от подобных «вакханалий» сохраняется. Нередко возникают и лесные пожары от костров охотников и рыбаков. Приходилось не одиножды участвовать в ликвидации лесных пожаров, происшедших от горения сухой травы в весенний период, которые переходили в верховые пожары. Тем не менее, масштабы трагедий в нашем крае по сравнению с южными районами – не сопоставимы.
Сразу видно — межсезонье, все в инете. Так вот, что я думаю о палах, все просто, решить вопрос можно за год. А именно те участки, поля и т.д. перепахивать за счет гос-ва, а счет за работы в 5-10 кратном размере выставлять хозяину поля. Если Вы думаете, что найти хозяина проблематично, то попробуйте проехать, перегрузиться или сложить лесовозник на краю поля, обязательно проедит тот, кто представится хозяином, расскажет, что именно на этом месте, сегодня, собирался посадить волшебную культую, которую ждал 7 лет, по этой причине не обрабатывал поле, а тут вы и захочет денег. И не надо ждать 3 года, привозить предписание, искать, собственника. Наступает апрель, к примеру, до 15 все поля должны иметь полосу 5-7 метров, 16-го проезжает Госадмтехнадзор и под фото составляется акт, не предписание, а акт. Можно в тендере о расчистке сельских дорого прописать пунктик, типа зимой чистишь, а весной, по необходимости, опашка. Не надо либеральничать. А у нас сейчас как, несколько дней назад, по деревне проехала пожарка и тому, кто попадался на пути давали плакат, с ним фотографировались, плакат с противопожарной тематикой забирали и ехали дальше, в плане 10 фото с разными жителями. Вы представляете, что стало с дорогой, когда 12-ти тонный Урал проехал для фото? Мероприя проведено, премии получены, ждем барреля за 100 долларов. Все хорошо. Да и я когда работал возил предписание электрикам, они, дня через 3 давали отчет, что земля не совсем их, а еще дорожников, мы к дорожникам, дорожники отсылают в центральный офис, от туда, недели через две приходит ответ, что не уверенны, что опахивать должны они, поэтому обратитесь в администрацию за раз’яснения, вообщем все, и мы тоже, делаем вид, что работаем, бумаг ходит под несколько десятков листов, а пока ходили уже зеленка пошла, вообщем опять все молодцы! А с палыми ситуация неоднозначная, мне еще в 7 классе говорили, что при сжигании погибают бактерии, которые отвечают за разложении травы, но и запрещать нельзя. Кстати, с этого года запретили сжигать солому на полях, куда ее девать — непонятно, т.к. измельчителей нет, т.е. на старых комбайна не поубираешь, а новый, даже отечественный от 20 лямов.
По-моему, даже законопроекта нет о совместной работе «лесников и колхозников». На основании какой бюрократической бумажки (и главное – кто?) будет перепахивать поля? Лесники имеют право проводить противопожарные мероприятия лишь на землях лесфонда, колхозники (фермеры) – на своих территориях. У минсельхоза нет как таковой головной боли – им огонь ущерба не нанесет, а если уйдет в леса, то это проблемы Лесной службы.
Равноценную картину можно наблюдать у работников ЖД. Возгорания от искр поездов, выброса углей проводницей и банальных окурков, как работников (железнодорожников), так и пассажиров в полосе отчуждения приводит к образованию очагов лесных пожаров уже на территории лесфонда. И плевать хотела ЖД на пожары, когда огонь переходит уже за границу отчуждения – пускай лесники мучаются. МЧС тоже халтурит…
У любого куска земли в стране есть хозяин и если пожар перекинулся с поля, которое не обрабатывается, да, пусть даже обрабатывается, но «так получилось», то к ответу хозяина. Есть предписание Госадмтехнадзора, я с этим столкнулся, когда мне дали 24 часа, чтобы скосить высокую траву у магазину, и не было никах судов, типа трава еще не высокая, мне сказали, я скосил, так почему нельзя это перенести на лес? Алгоритм такой: гасадмтехнадзор издает приказ, типа так и так к такому-то числу такого месяца ВСЕ поля (леса) должны быть отбиты полосами. Ответственность за соблюдением — местные органы самоуправления. И вот уже эти местные » решают» вопрос с хозяевами земли, почему местные решают и наказывают за мусор, ямы и т.д. ИП, ООО и ЧП, к чьим об’ектам принадлежит территория, а с владельцев земли спросить нельзя? Кто будет опахивать? — тендер! И пусть уже глава решает, как взять деньги с хозяина за проведенную работу, а на федеральном уровне установить «вилку» штрафов. Я предлагаю до 10-ти кратного. Пусть не платит хоть 5лет, только и потом продать не сможет эту землю или продаст с обременением.