Сегодня о наболевшем. Уверен, что подавляющее большинство лесорубов испытали ох..ительные трудности за летний сезон заготовок 2019 года и зимний период 2019-2020г. А трудности (мягко сказать) представляют собой дождливое лето и теплую зиму. Но не только сама заготовка леса была невозможной, но и вывозка леса. Тема сегодняшнего разговора – вывозка: теплая зима.
Дождливое лето, повторюсь – мягко сказать. Это были тропические ливни, сырость, холод. Трактора ТДТ-55 погрузочные площадки превращали в месиво за считанные минуты и в итоге плавали и застревали вместе с пачками леса. Кряжевать хлысты, разумеется, приходилось на лежках, но все равно это была вымоченная к грязи древесина. Цепи на пилах приходилось постоянно точить. Трактора, не дай бог, если «разувались» в делянке, то надеть гусянки, в чаче грязи, было сродни подвигу членам бригады.
Водителям лесовозов навык, опыт и смекалка, практически, не помогли. Какой тут, нахер, опыт, когда перед тобой бескрайнее болото, торфяные залежи, правуны (северо-запад России). Да и в центральной части страны, где почвы не такие подзолистые и сырые, досталось не меньше. Что толку от сухих почв (родная структура), когда льют бесконечные ливни или моросящий гадский дождь. Лесовоз с полуприцепом без малого 30тонн втюхается в любой почве, когда идут нескончаемые дожди.
Разумеется, волей-неволей приходиться выкладывать в делянку лежневку (обычное дело) – будь то горбыль или баланс. И при этом – не один километр. Но на лесосеке погрузочные площадки не выложишь (трелевочник все переломает и соберет в кучу) и здесь КамАЗы, Уралы испытывают колоссальные нагрузки и испытания. Практически, все время трелевочникам приходится сопровождать лесовозы из делянки до трассы на буксире. А это отвлечение от основной работы, нервы лесорубов, потеря зарплаты.
Про вывозку дома
Жалею, что не сфотал и не заснял видео, когда наши бригады и лесовозники штурмовали делянки этим летом. Я в это время занимался вопросами лесоустройства (полевые работы). Лесорубы – как поросята все в грязи, отчаяние и смертельная усталость, но с выдержкой смогли совладать. Это при том, что летние делянки я отвел вблизи трасс и нам, в отличие от соседей, еще крупно повезло. Большинство арендаторов не смогли этим летом полноценно работать, да и работать вообще, в целом. Наши КамАЗы испытали невообразимые нагрузки – ломались лопасти вентиляторов, редуктора трещали, когда они проходили по водоемам грязи. Тем не менее, бригады смогли дотянуть до объемов заготовки – 750-1000м³ в месяц. Но какими усилиями!
Зима, как вы понимаете (и знаете) преподнесла также немало сюрпризов. Ведь все на нее и надеялись. А х..й там!!! Зима – это основное время лесозаготовок. Лесосеки, как правило, расположены на отдаленных участках лесного фонда, так как там и остался хороший лес. Все лесозаготовители рассчитывают на традиционные морозы, которые сопутствуют прокладке лесовозных дорог. Но долгожданных морозов не было. Были лишь жалкие попытки природы показать зиму.
Когда приезжали в декабре в действующую делянку, то лесорубы некоторые участки проезжали на броне трактора, так как пройти «ногой» было невозможно. При этом некоторые из членов бригады, находясь на щите трелевочника, демонстративно отталкивали ногами подплывавшие по воде хлысты!!! Я не преувеличиваю. Выкладывать лежневку под лесовозы замучались – горбыль и баланс плавал. Какими-то усилиями и некоторыми подарками природы, в виде небольших заморозков, вывозку наладили, но не без сопровождения тракторов. Некоторые зимние лесосеки пришлось продлевать на следующий год.
После нового года ситуация не улучшилась. Приехал в другую делянку, и пришлось переносить погрузочные площадки (согласовывал с лесным отделом) в другие места. При складировании леса в другом месте, например, для благополучного подъезда лесовозами, но который отличается от технологической схемы, можно получить внушительные штрафы. А если они еще и за пределами лесосеки, то штрафик можно схлопотать до 250 тыс.р. Площадки перенес. Один хер, весь лес был перепачкан черноземом при кантовке в бурты, и эта грязь впоследствии замёрзла монолитно, как глина. Шеф был в ярости – как такой лес перерабатывать и куда такая продукция нужна? А объемы не маленькие. А что поделать? Лесовозники замучались перебирать такой лес, ну, и, соответственно, вывозить.
Кстати, как-то затрагивали с читателями тему о сортиментной заготовке, когда обсуждали перспективу скандинавского метода. Так вот, этот год показал, что ЛЗК (лесозаготовительные комплексы) и рубка ручников под форды не оправдали этот метод. Владельцы ЛЗК «прилипли» на большие расходы, да и спецы (вальщики/модулисты) под скандинавскую валку с работой облажались. А «ручники» под хлыстовую заготовку леса, худо-бедно выжили. Если говорить о вывозке леса, то – да, лес от ЛЗК более-менее чистый в отличие от «хлыстовиков». Но это не меняет ситуацию о самой вывозке леса. Теплая зима подговнила всем лесозаготовителям.
Вывозка на вахте
У меня некоторые двоюродные братья являются водителями лесовозов – работают на «фишках». До недавнего времени решили попробовать себя на вахте. Работали не далеко от Москвы. В принципе зарабатывали нормально – до 200тыс. в месяц за вахту. Но работа эта не постоянная и необъективная. Один из старших братьев вернулся на родину и сейчас трудится в той же организации, что и я. Младший - Сашка остался и пробует дальше продолжать работать на вахте. Трудится в Тверской области. Общаемся редко, хочу продемонстрировать его фото из соцсетей о его трудовых днях на вахте.
Понял одно, что тотальный контроль за вахтовиками жесткий – стоят фотоловушки в лесу, датчики на машинах, чтобы не пиз..или топливо. От некоторых знакомых слышал, что тот из вахтовиков кто не употребляет алкоголь, принято считать стукачом, поэтому если собрался на вахту, то обязательно пей, иначе не войдешь в доверительный круг профессиональных вахтовиков. Пиз..ец!
Об обстановке вывозки теплая зима в стране
Кстати, похожая аномально теплая зима была в 2006−2007 годах. Тогда, я помню в декабре ходил некоторое время в кроссовках, снег, который выпал, растаял полностью. А это, заметьте, север европейской части России. Нас тогда в лесхозе высадили с лесозаготовок и мне, чтобы как-то выжить и прокормить семью, приходилось идти калымить – строил дровяник в сторонней организации, разгружал КамАЗы с цементом и многое другое. Ну не было работы в лесхозе – отводить делянки не было возможности, а сидеть на мизерном лесхозовском окладе – значит волочить существование.
В те года теплая зима крепко ударила по лесозаготовителям – многомиллионные убытки. Если рассматривать Северо-Запад, Поволжье (Приволжье), то основной сезон, когда годовой объем лесозаготовки достигает до 80%, напомню, приходится на зимний период, а это ноябрь-апрель. Из-за теплой зимы эти объемы сократились до 40%. Простои были достаточно ощутимые. Зимой, тогда, практически не было вывозки из-за теплой зимы и предприятия план не выполняли. Лесопилки и лесозаготовительные организации тогда понесли многомиллионные убытки, исчисляемые сотнями в долларовом эквиваленте. Теплая зима не позволила в сроки подготовить зимние дороги для вывозки. На лесосеках скопилось свыше 300 тыс. м³.
Что касается Сибири, то там вывозка осуществляется в основном по водным переправам, да и практикуется лесной сплав, и в те года до середины января не было подготовки для формирования плотов к весенней летней навигации.
Сегодня ситуация повторилась. И в каком-то смысле стала еще более болезненной. Не будем забывать про санкции, и если лес у некоторых арендаторов еще не сертифицирован, то это вообще беда.
Некоторые лесозаготовители не смогли начать лесозаготовку даже после половины зимы. Напомню, что наш отечественный лес по доступности существующих трасс уже давно вырублен, а новые дороги для вывозки как не строили, так и не строят (всем как было пох..й, так и до сих пор – пох..й!!! ). Нет дорог, нет и перспектив оперативно переходить полностью на ЛЗК – так и будем, бл..ть, долбить остатки леса ручниками хлыстовой заготовкой и от старой разваленной техники нам не уйти никогда! Инвестировать в нас никто не хочет.
Вывозка в теплую зиму еще усугубляет тяжелым положением для лесозаготовителей низкими ценами на сырье. Лес в этом году стал нерентабельным. Многие рассчитывали на заморозки, набрали субсидий, отремонтировали перед сезоном технику на миллионные затраты, взяли лес на болотистых участках. Те, кто взял «дорогой лес», а это хвойники, и не вырубили, понесли убытки значительней. Большие объемы леса необходимо вывозить крупногабаритным транспортом, по зимникам (накатанным дорогам), а кто их сделал? Морозов не было!
Машины тонут от выпавших осадков по всей центральной России. А там, где сухие делянки, заготовить лес, конечно же, можно, но как его вывести? Рассчитывали на морозы, а их – не было. На болота загнали комплексные бригады, так как ЛЗК не могут полноценно там работать, а лес при заготовке обычными бригадами грязный и переработка его затруднена. Тот лесозаготовитель, кто привык к лучшему, к обратному не желает возвращаться.
Следует отметить, что хорошего леса – хвойного в Центральной части страны осталось очень мало – всё посекли в лихие 90-ые. Тот, кто умудряется добыть делянки с 30–40% хвойника, могут считать себя счастливчиком. Такие предприниматели-лесозаготовители, вследствие непостоянной занятости своей организации, потеряли штат лесорубов и теперь тщетно пытаются заманить высокой расценкой работников вахтовым методом из других регионов. Тоже самое касается и лесовозников на вывозку леса. При этом обещают высокие зарплаты, идеальные условия проживания. Но вахтовиков ожидают разочарования. «Хозяева» несут высокие затраты на долгосрочную аренду лесов, оплату трансортировки леса из делянок до площадки, откуда её вывозят. За заготовку необходимо платить по 600–650р за куб (через посредников). Лиственная база – ниже себестоимости, в частности осина. У нас, например, «товарищ», нахлестал 7500м³ осины с помощью ЛЗК, взяв перед этим кредитов, а сбыть её уже не смог! Потому что, когда было время и возможность не смог вывести эту осину.
Хочу отметить, что при неправильном оформлении документов, штрафные санкции достигают «полмульта». Но вывозят лес нелегально часто и много. Доки научились подделывать, хоть это и затруднительно, но мутят с поставщиками и заказчиками.
В заключении хочу сказать, что вывозка: теплая зима стоит несколько острее, чем сама заготовка в эту аномальную зиму. Ведь лесорубам еще можно как-то работать, а вот вывозить лес для многих – полный геморрой.
Друзья, делитесь со мной своей информацией по нынешней зиме, про вывозку. У кого есть фото – шлите мне на почту через блог – обязательно опубликую (либо в комментах, либо в данной статье).
«Традиционные морозы»… Это когда же морозы традиционными были? Уже и не помню!
Нам еще в Сибири повезло что снег был. Дороги накатывались. Частенько с обеда приходилось в резиновых сапогах работать.
Одного не пойму. Зачем готовить лес если нет вывозки?? Да пусть деревья на корню стоят-меньше убытков.
«Надежда умирает последней» 🙂 . Все надеялись на морозы, вот и заготовили, а дороги так и не смогли сделать!
В этом году не только дороги подвели, а вообще всё потекло по всей стране, что будет дальше хз.
Начало Судного дня!
Многие лесорубы и так тащат тяжелое бремя последние годы – лес дохлый, тотальный контроль от лесного отдела, от правоохранителей, от недобросовестных работодателей, та же погода. Задержки зарплаты, обсчёты – уже традиция. Теперь еще и коронавирус – бич, взявшийся ниоткуда (либо засланец спецслужб).
Хреново…Да и х.. с ним, затокрымнаш! Ура!